Статьи


Уважаемые посетители моего сайта, эта статья наиболее трудная к принятию. Смысл содержания Вы поймёте хорошо. Мой опыт работы с пациентами разного интеллектуального, образовательного и социального уровня показывает, что именно эта тема, о которой пойдёт речь в настоящей статье, вызывает наибольшие трудности. Люди категорически отказываются принять полученную информацию.  «Как это болезнь, которая причиняет мне столько страданий, может быть мне выгодна?!»,- это типичная фраза, отражающая сопротивление к принятию нового взгляда на болезнь.  А действительно, может ли болезнь быть выгодна человеку или она причиняет только неприятности, боли, страхи, ограничения, и человек является беспомощной жертвой своей болезни?

Уважаемый читатель, перед чтением статьи оцените своё отношение к теме нашего разговора:

-3 категорически неприемлю,

-2 очень сомневаюсь в правоте такого убеждения,

-1 сомнительная точка зрения,

  0 не знаю, как к этому относиться,

+1 может быть в этой мысли есть что-то рациональное,

+2 наверное, так оно и есть,

+3 принимаю, согласен, думаю также.

А после прочтения, вернитесь в это место и ещё раз опросите себя. Через месяц, через полгода, через год повторно произведите самооценку. Может быть, Вас удивит перемена в Ваших мыслях, а может и ничего не изменится. В любом случае это Ваши особенности восприятия информации из Мира. Если Вы «вышли» из (-) в (+), значит, Ваши приспособительные возможности высокие. Если остались в (-) – Вам трудно принимать перемены, происходящие в жизни, и людям, кто близко живёт с Вами, тяжело, Вы напрягаете их своей консервативностью.  

А сейчас – о теме нашего разговора. Для начала две вводные: у человека имеется около 20 000 наименований болезней. У высших животных – их около 2000. В десять раз больше болезней у человека, чем у животных. Если возьмём за основу аксиому, что человек это венец творения Создателя, вершина пирамиды Эволюции всего живого в Солнечной системе, тогда возникает «противоречие» - почему это высокоприспособленное к Жизни существо-человек имеет больше болезней, чем животные?

Любой живой организм представляет собой   саморегулирующуюся систему, стремящуюся к равновесию, гармонии, которые и есть здоровье. Болезнь это состояние организма, противоположное здоровью, т.е. дисгармония, дисбаланс.

 Казалось  бы, что чем совершеннее организация живой системы, тем меньше она должна быть подвержена болезням, так как совершенная система должна иметь более совершенные механизмы восстановления нарушенного равновесия. Так оно и есть, если учитывать, что высокоприспособленная живая система – «человек»  может использовать болезни как способы приспособления к Жизни. Возникает парадокс: система, имеющая целью сохранение равновесия, специально нарушает равновесие, чтобы достичь большего равновесия. Это как на шахматной доске – игрок может сознательно нарушить равновесие противоположных сил, например, жертвуя фигуру, чтобы выиграть партию.

 Понимание этого момента устраняет противоречие, обозначенное выше. Потому у человека болезней в десять раз больше, чем у высших животных, что человек в десять раз более социализирован, чем животные, т.е. жизнь человека сильнее зависит от общества, в котором он живёт, чем жизнь животных. Социальные связи между людьми на порядок сложнее, чем у социализированных живых существ. Вот человек и нашёл приспособительные механизмы в виде болезней.

Но, иногда, игрок в шахматы, жертвует фигурой,  разрушая свою устойчивую оборону, имея намерение получить более выгодную позицию на доске, - проигрывает, в неспособности вернуть хотя бы прежнее равновесие. А другой – выигрывает и получает более стабильную и сильную позицию.

 Когда я говорю «болезнь» - я именно болезнь имею ввиду, а не симуляцию болезни. Причём, никто сознательно болезнь не вызывает, она как бы появляется «сама», т.е. формирование болезни происходит на неосознаваемом человеком уровне – на Бессознательном. Никто не говорит себе «сейчас мне надо заболеть бронхиальной астмой и начать задыхаться». Бессознательное, подобно процессору в компьютере, обрабатывает множество различных вариантов поведения и выбирает тот, который, по «мнению Бессознательного», должен наиболее эффективно достигать цели, которая поставлена Сознанием.

Если всю информацию, поступающую в психику человека от  пяти анализаторов, обращённых во внешний Мир и проприоцепторов с интероцепторами, информирующих о состоянии и процессах, происходящих внутри организма, взять за 100%, то осознаётся человеком не более 10%. Это максимум, в обычных условиях  этот процент намного ниже. Колоссальная доля информации обрабатывается головным мозгом на Бессознательном уровне психики.

Болезнь, как способ достижения социальной цели будет поддерживаться организмом, если болезнь удовлетворяет следующим условиям:

Условие 1. Если болезнь наилучшим способом из возможно-доступных в конкретный момент времени достигает желаемой социальной цели.

Условие 2. Если болезнь, одновременно с главной целью, достигает для личности ещё одну или более социальные цели (генерализация –расширение выгод от болезни).

Условие 3.  Если болезнь создала для личности особые льготные и вполне комфортные условия, которых личность лишилась бы при изъятии болезни.

Условие 4. Болезнь снимает с личности ответственность и осуждение обществом за те цели, которые личность достигает с помощью болезни.

Условие 5. Болезнь удерживает личность от поведения с социально-негативными результатами для самой личности и её ближайшего окружения.

Эти условия будут хорошо поняты Вами при разборе клинических примеров из моей практики.

 

Пример 1. «ПСОРИАЗ». 

Молодая, замужняя женщина, мать двоих малолетних детей, больна псориазом. По поводу псориаза лечилась неоднократно у разных врачей и в разных лечебных учреждениях. Удовлетворительного результата получено не было. Стаж болезни около семи лет.

Кто видел, как выглядит псориаз, скажет: «Какая же может быть выгода в этом ужасном кожном заболевании, ни раздеться на пляже, ни надеть короткое платье или шорты, да и как вообще перед мужчиной раздеться, какая уж тут привлекательность, скорее наоборот – все мужчины разбегутся?»

Псориазом она заболела в десятом классе школы. Первые бляшки появились на внутренней поверхности бёдер, у промежности и над лобком. Через год бляшками были покрыты грудь, живот, ноги до колен. Два года родители интенсивно лечили дочь, она приняла всё возможное из известных методов лечения, кроме психотерапии. Сама пациентка объяснить причину появления заболевания, естественно, не смогла – «появился без всяких причин, не знаю, что могло его вызвать...оказывается он незаразный, так мне врачи сказали».

 В ходе психотерапии выяснилось следующее: Первое знакомство пациентки с больным псориазом произошло так. Когда она училась в седьмом классе, летом к ним в гости приехал дальний родственник, которого раньше она не знала. Он был болен псориазом. От вида его псориатических бляшек девочке-подростку было дурно, подташнивало, она не смогла есть с больным родственником за одним столом и, мать кормила её отдельно. С псориазом у неё возникла стойкая ассоциация – «брезгливость, отвращение, тошнота».

Когда пациентке было года 3-3,5, произошёл такой случай. Она играла в большой комнате, когда её внимание привлекли непонятные ей звуки из спальни родителей. Она зашла туда и увидела «как папа лежал на маме, придавил её всем телом и раскачивался». Она решила, что папа «делает больно маме, подбежала и стала стаскивать папу с мамы, кричала на него». Отец, видимо, не рассчитав силы, оттолкнул малолетнюю дочь так, что она «вылетела из комнаты и больно ударилась о косяк, мне стало страшно, почему папа делает маме больно и сделал больно мне, и я громко ревела». Через несколько минут из спальни вышла мама и успокоила дочь. Казалось бы, инцидент исчерпан. Впредь, родители стали более предусмотрительными и занимались сексом так, чтобы дочь не могла увидеть и услышать. В тот момент девочка ещё не знала, что означает слово «секс». Но через несколько лет она уже поняла, что делал папа на маме в тот момент. И вот здесь, в бессознательном, происходит соединение понятия «секс» с теми первыми эмоциями, которые она испытала, когда увидела секс. Образуется связь: Секс = Страх+Боль+Слёзы.

Перед началом псориаза, за два-три месяца, женщина, о которой идёт речь, получила информацию, которая «повергла в шок». Её ровесницу изнасиловала группа подростков. Первая мысль, которая пришла в сознание – «я же могла оказаться на её месте». «Обуял какой-то животный страх быть изнасилованной, дня три ходила под впечатлением, сама не своя».

Что происходит в этот момент в её психике, на бессознательном уровне? Первое: секс = страх + боль + слёзы + унижение + страдание + оскорбление + позор. К тем детским ассоциациям, связанным с сексом, добавляются новые, только, что полученные, которые не опровергают, а дополняют самые ранние ассоциации.

Втрое: Нужно срочно найти надёжный способ защиты от возможного изнасилования. Психика прокручивала сотни возможных вариантов защиты и выбирала тот, который защитит лучше всего. Такой выбор был сделан – псориаз. Логика проста: «если я увидела псориаз и меня стошнило, было противно, то и насильник увидит у меня псориаз, ему станет противно, и он не захочет меня насиловать». Поэтому, первые проявления псориаза появились в тех местах, которые могут быть доступны только «насильнику».

Разве это не выгода в болезни?

С появлением псориаза девочка успокоилась, продолжала учиться, и жить обычной жизнью. Заболевание сильно расстраивало её родителей, но не её. На бессознательном уровне была такая программа, как я её упрощённо описал выше, а на сознательном уровне просто спокойствие. Это как если бы Вы под верхнюю одежду надели бронежилет и шли там, где стреляют. Причём, знали, что у других бронежилета нет, а у Вас он есть, и он Вас обязательно защитит. Что-то подобное она и испытывала.

В конце одиннадцатого класса она начинает дружить с парнем, вернувшимся из армии. Через несколько месяцев их отношения подходят к сексу, но естественно, она предлагает ему подождать некоторое время, что она «ещё не готова». На этом этапе её жизни, в её Бессознательном, начинают конкурировать две программы. Одна это та, что описана выше, касающаяся отношения к сексу. Вторая – желание иметь семью, т.е. мужа и детей. Вторая программа оказывается доминантной по отношению к первой. Почему доминантной? Это определяется иерархией жизненных ценностей. Её мама жила с её отцом без какого-либо интереса к сексу. Быть «старой девой» для девушки было неприемлемой мыслью: «я бы всё равно вышла замуж». Парень нравился её подруге, поэтому срабатывает ещё одна мотивация – соперничество. Психологически она готова к тому, на чём настаивал её парень, но как перед ним оголиться, имея псориаз? А потерять его она очень опасалась. В это же время, семья девушки и она едут отдыхать на Азовское море.  «Я от кого-то слышала, что вода Азовского моря лечебная для кожных заболеваний, многие вылечивались. Поэтому, я три  дня просидела в море, пока мы жили в палатке». К концу третьего дня кожа пациентки очистилась от псориатических бляшек!

От её осознания ускользнула одна предпосылка – предыдущие два года она, также выезжала на Азовское море и купалась в нём, но бляшки оставались на теле. В этот раз сработала установка на лечебные свойства воды и возможность вылечиться, чего она очень сильно желала. На данном этапе её жизни псориаз ей уже мешал, а не помогал (защищал).  Бессознательное выключает программу «псориаз». Морская вода тут совершенно ни причём.

    Вскоре девушка выходит замуж за того парня, с которым дружила и ради которого она чудесным образом излечилась от псориаза. Она родила двоих детей. И вскоре, вновь появляются мелкие псориатические бляшки, которые за два-три года постепенно увеличиваются. Теперь программа «псориаз» включилась, чтобы уменьшить сексуальное влечение мужа. Секс для неё был безразличен, а «ему надо было по два-три раза в день». Такое поведение мужа стало напрягать пациентку и её Бессознательное задействовало старую, опробованную программу. Но, мужа псориаз у жены не сдерживал от требований частого секса. Потерять его она уже не боялась, так как чувств к нему не было изначально. Быть «разведённой» её не пугало. Скорее наоборот, - развестись и одной воспитывать детей, было для неё более комфортным состоянием, чем каждый день жить в напряжении, уступая мужу в его требованиях. Обращение к психотерапевту по поводу псориаза было глубоко формальным, больше для мужа и родителей. Сама пациентка не проявляла искреннего интереса к тому, чтобы изменить свои бессознательные программы, в первом числе – к сексу. Поэтому, она просто перестала посещать запланированные и оплаченные сеансы, ушла не попрощавшись.

Пример 2.  «СУБФЕБРИЛИТЕТ».

Женщина детородного возраста, замужняя, мать двоих детей. В течение нескольких лет (!!!) обследовалась и лечилась по поводу субфебрилитета (температура тела 37.0-37.2 °С) и астении (физическая слабость) у терапевта, гинеколога, фтизиатра, невропатолога. Прошла более десятка разных видов диагностических процедур, сдавала бесчисленное количество  анализов. Несколько курсов антибактериальной терапии с последующим лечением дисбактериоза. Стационарное лечение в гинекологическом отделении с хирургическими вмешательствами. Три месяца лечили во фтизиатрическом отделении (там, где лечат больных туберкулёзом) противотуберкулёзными антибактериальными препаратами. Причём, эти обследования не ограничивались ЦРБ, диагностику проводили врачи краевого, областного уровней. А температура тела как была 37.0, так и оставалась, несмотря ни на какие сильнейшие лекарства. Астения от лечения только усиливалась. К ней присоединялись расстройство пищеварения, сна, головные боли (лекарственная интоксикация). Появились расстройства настроения – слёзы, угнетённость, приступы раздражительности, отчаяния, навязчивые мысли о раке у себя и «смерти в молодом возрасте». По поводу психических расстройств родственники привезли её ко мне на лечение.

Первое, на что я обратил внимание – это противоречие между предъявляемыми жалобами и  прекрасным внешним видом пациентки: передо мной сидела хорошо и со вкусом одетая женщина, с  маникюром, макияжем, окрашенными волосами. Внешне она не выглядела больной. За час беседы у неё не проявилось каких-либо признаков астении. Но настроение было неустойчивым: при разговоре о болезни она начинала плакать, но стоило перевести разговор на отвлечённые темы, особенно те, что интересовали пациентку – она улыбалась, смеялась, жестикулировала, кокетничала. Уже на консультации мне стало понятно, что симптомы «болезни» зачем-то нужны пациентке, но она мне что-то не договаривает. Несколько сеансов психотерапии полностью прояснили мои предположения.

В школьные годы, когда не хотелось идти в школу, пациентка симулировала заболевание – говорила маме, что плохо себя чувствует, и мама давала ей термометр. Пациентка нагревала его на батарее и достигала своей цели – оставалась дома. Тогда действительно была симуляция, т.е. сознательное поведение по изображению у себя болезни. Став взрослой и замужней женщиной, она не симулировала болезнь, а действительно имела расстройства терморегуляции тела. Эти расстройства были вызваны работой Бессознательных программ. О них и пойдёт речь.

Женщина славянской национальности, а муж – мусульманин. Она, естественно, приняла требования мужа и исполняла их. А требования были, в частности, такими: когда его брат с приятелями пьяные приезжали ночью в дом пациентки, она была обязана встать, приготовить то блюдо, которое будет заказано, накормить их, не уходить спать, пока они сидят за столом. Они могли пить всю ночь, и она должна была их обслуживать всю ночь. Брат мужа занимался «тёмными делами». Пациентку сильно напрягало два момента – унижение её личного достоинства, а муж защищал только брата, и страх перед разоблачением родственника и возможности наказания мужа, как соучастника. Однажды, когда она болела гриппом с «высокой температурой, кашлем, не могла головы поднять от подушки», ночью заявилась обычная компания. В этот раз муж пациентки позволил ей остаться в постели, из жалости к её болезненному состоянию. А после того, как грипп закончился, температура тела осталась выше 37.0 градусов и астения, «как осложнение после гриппа – так сказали врачи».

Чтобы бессознательная программа стала окончательно понятна,   необходимо отступить во времени назад, до заболевания гриппом. Семья мужа изначально проявила нескрываемое недовольство невесткой, как женщиной другой веры, требовали от сына, чтобы он «бросил жену». Муж ежегодно ездил к своей родительской семье в гости, и пациентка не могла отказаться. Для него месяц был отдыхом, а для неё – «каторгой, адским наказанием».  Накануне заболевания гриппом, муж стал говорить пациентке о своём решении переехать жить к семье, естественно, что переезд подразумевался вместе с женой и детьми. Он уже начал решать вопросы по продаже дома. Грипп «сбил ему все карты». А дальше – постоянная болезненность, обследования, лечение жены отложили его план переезда на неопределённое время. За годы болезни у пациентки были короткие временные промежутки (неделя – две), когда кроме субфебрилитета ничего не беспокоило. В эти периоды муж настаивал на зачатии третьего ребёнка, а в его планах был и четвёртый. Пациентка мне сказала, что она категорически против ещё одного ребёнка. Мужу она говорила: «Какой ребёнок? Ты, что не видишь, что я болею, столько разной химии принимаю, ты хочешь, чтобы я родила тебе больного ребёнка или урода?!». Такие аргументы действовали на мужа убедительно. Что касается переезда, то основной довод пациентки был такой: «Ты же видишь, сколько тебе обходится моё лечение здесь, а там будет в несколько раз дороже, здесь у меня все врачи знакомые, а там мы ни кого не знаем. Вот когда выздоровею, тогда и переедем». Он соглашался с такими доводами и денег на её лечение не жалел.

Выгода  в болезни пациенткой не осознавалась, она искренне переживала по поводу «нераспознанного заболевания или рака», «боязни умереть молодой». Только на психотерапии она осознала бессознательную программу под названием «субфебрилитет». А осознав, спросила: «И что мне теперь делать?». Мой ответ был таким: «Ничего делать и  не надо. Теперь Вы знаете, что ни какого страшного заболевания у Вас нет. Ваш субфебрилитет делает для Вас очень полезную работу. Благодаря ему,  Вам можно не рожать, оставаться жить там, где Вы живёте. И притом, ещё он делает всё, чтобы муж больше проявлял внимания к Вам, заботился о Вас. Так, что болейте на здоровье и дальше!» Она рассмеялась, искренне поблагодарила и в состоянии лёгкого транса, вышла из кабинета.

Пример 3.   «АЛЛЕРГИЯ».

На приёме мужчина в возрасте около тридцати лет. Основная жалоба: аллергия на амброзию. Он, действительно, выглядел болезненно – постоянные выделения из носа, слёзотечение, чихания, отёчность век. Пришёл он ко мне с работы, так как руководитель, видя болезненное состояние своего подчинённого, отправил его лечиться.

 Аллергия на амброзию возникла в классе шестом. Он хорошо запомнил тот момент. Отец заставлял его работать в огороде с сорняками, наравне с другими членами семьи. А пациент сильно хотел играть в футбол с пацанами, которые его звали. Работу на огороде он воспринимал как «нудное, противное» занятие, а сбежать было невозможно, отец был строг. Через некоторое, непродолжительное время работы с сорняками, у пациента возникло слезотечение, ринит, чихание. Бабушка, видя как «мучается внучек», сказала: «У парня аллергия на амброзию, а мы его заставляем работать. Нельзя так делать. Пусть идёт играть в футбол, а мы справимся без него». Отец слушался свою мать, перечить ей не стал, а отпустил сына с огорода. Парень с радостью убежал играть в футбол.

Бабушка неверно констатировала факт, так как работа проходила в июле, а амброзия цветёт в августе. Но с того момента все члены семьи пациента знали, что «у него аллергия на амброзию». Ему давали другую работу во дворе, но в огороде он уже работал очень мало. Для мальчика тринадцати лет слова бабушки были очень авторитетны – если аллергия на амброзию, значит, так оно и есть, тем более, что эта аллергия избавляла его от ненавистной ему работы в огороде.

Прошли годы. Он стал взрослым мужчиной, женился, родили ребёнка. Август месяц (когда пыльца амброзии летает в воздухе) «всегда сопровождался аллергией. Лечился у аллерголога. Аллергическая проба на пыльцу амброзии была положительной. Дополнительно были выявлены положительные пробы на пыль домашнюю, пыльцу других растений.

В тот день, когда он пришёл ко мне на приём, ему «сильно не хотелось работать», а начальник требовал сделать большой объём работы. Работа его заключалась в составлении смет на строительные работы. Кабинет находился на втором этаже административного здания. В радиусе около 500-700 метров от кабинета не было амброзии. Погода стояла безветренная.  Я задал ему вопрос: « Скажите, Вам приходилось когда – либо в августе-сентябре выезжать с приятной для Вас компанией на природу или на рыбалку, чтобы отдохнуть?» Он ответил: «Конечно, ни один раз, у нас хорошая компания, мы часто собираемся». Как я и ожидал, в случаях, когда ему хотелось и нравилось отдыхать, отдых в непосредственной близости от цветущей амброзии проходил для него без каких-либо проявлений аллергии, хотя пыльцу амброзии он вдыхал, она попадала на его слизистые оболочки. По характеру мужчина оказался ленивым, избегающим любого напряжённого труда, даже интеллектуального, а про физический труд, и говорить нечего, он его избегал всегда. «Аллергия на амброзию» трансформировалась в «аллергию», и эта бессознательная программа включалась каждый раз, когда у него было желание отлынивать от какой-либо работы. «Аллергия» выполняла для него роль защиты от упрёков в лености и позволяла отлынивать от работ, которые ему не нравились. В тот день, когда он пришёл ко мне на приём, его работу сделали за него другие. Так выгодна ему «аллергия» или нет? Правильнее было бы сказать про него, что у него аллергия на работу.

 

Пример 4.  «РАК».

В моей практике было три клинических случая работы с больными раком. Все женщины. Первые две были больны раком четвёртой стадии (метастазы в другие органы, кости, головной мозг). Третья женщина обратилась сама, у неё был рак III-IV стадии. С первыми двумя работал по просьбе третьих лиц, с целью облегчить уход. У всех трёх женщин была выявлена чётко сформированная выгода в смерти.

В общественном сознании понятие «выгода» однобокое, предполагается, что выгодным может быть только то, что полезно, приятно. Но жизнь не плоская, а многогранная. Иногда человек оказывается на такой её грани, что смерть является самым желаемым выходом. Именно поэтому, в прошедшем году (2012) в нашей стране, около 30 тысяч человек добровольно прервали свою жизнь. Но я сейчас говорю не о статистике суицидов.

В основе желания умереть тех, двух женщин, которые в последующем заболели раком, была очень сильная обида на самых близких людей. Поэтому, Бессознательное, выбрало самый «оптимальный» вариант смерти. Все раковые больные умирают постепенно, за исключением молниеносных форм, в ясном сознании, с выраженными страданиями накануне смерти. Истории жизней двух совершенно разных женщин похожи по своей сути. Расскажу только одну, вторая похожа на первую как две капли воды.

Женщина пенсионного возраста, учитель математики, заслуженный учитель РСФСР, почётный гражданин города N, замужняя, мать двоих взрослых детей – сына и дочери.

Кто знал ту женщину – все отзывались о ней, как о прекрасном педагоге, замечательном человеке. Она выпустила несколько десятков «своих классов», т.е. тех классов, в которых она долгие годы была классным руководителем – «классной мамой». Со своими учениками она жила насыщенной эмоциональной жизнью – походы, экскурсии, вечера, мероприятия и т.п. Именно одна из её выпускниц и попросила меня сходить к ней домой, уже умирающей от рака, чтобы как-нибудь облегчить её уход. Она очень уважительно и тепло отзывалась о своей  учительнице, не смогла сдержать слёз по поводу её умирания. В последующем я увидел альбом с коллективными фотографиями выпускников. Показывая их, Учитель гордо и нежно сказала: «Это Мои дети». Многие, спустя годы после окончания школы, когда приезжали в свой город N, считали своим долгом и желанием навестить бывшую «классную маму». Приходили к ней с цветами, подарками и большим чувством уважения, благодарности и любви.

  Появлению симптомов рака предшествовала психическая травма, которая и явилась пусковым моментом заболевания. О ней и пойдёт речь сейчас. В семье возник неприятный разговор, перешедший в ругань. В запале отрицательных эмоций, муж больной, видимо, желая нанести нокаутирующий психологический удар, сознался, что уже несколько лет живёт половой жизнью с другой женщиной. Далее, он, одновременно  оправдывая  себя и упрекая жену, сказал, что он никогда не имел рядом с собой женщины, а жил с учителем математики - бесконечные стопки школьных тетрадей для проверки, вечера, занятые школьными делами… Он много наговорил обидного, очень обидного для неё. Его признания были для неё, «как гром среди ясного неба…земля ушла из-под ног, казалось, что это какой-то страшный сон, что этого не может быть». Она растерянно, спросила детей: «Вы знали про это?».

- Конечно. С самого начала. И мы не осуждаем отца, считаем, что он поступил правильно, ты ему сломала жизнь своим учительством и нам тоже. Ты всё время нянчилась со своими классами, ты всё время была занята с ними, а на нас тебе было наплевать. Чужие дети тебе были дороже своих родных. Ты лишила нас детства. Мы ненавидим тебя!

«В тот момент для меня ВСЁ рухнуло. Всё, ради чего жила, много работала, к чему стремилась – всё потеряло смысл. Всю жизнь я была уверена, что поступаю правильно. Мне казалось, что у меня отличная семья, в которой меня любят и ждут любимый и понимающий муж, замечательные дети. А оказалось, что я никчёмная жена и ненавистная мать. В тот момент мне сильно захотелось умереть. Я им просто сказала, что теперь у меня нет ни смысла, ни желания жить, и что только смерть принесёт всем облегчение».

Бессознательное этой женщины выбрало программу «рак» не случайно. Именно рак реализовывал все желания женщины. Она не просто желала смерти (тогда бы включилась программа «инфаркт» или «инсульт»), она испытывала мощнейшую обиду на мужа и детей и желала их раскаяний, прощений у неё. Нужно было медленное и мучительное умирание на глазах близких людей, чтобы своими страданиями наказать их, чтобы они понимали свою вину в её болезни.

 

Опыт моей работы наводит меня на убеждение, что в основе многих (про «все» утверждать не осмеливаюсь)  заболеваний с высоким риском смертельного исхода, находится сильная обида. Чувство обиды возникает тогда, когда наши ожидания относительно кого-либо вдруг не оправдываются. Например, я помог Х., с этого момента, я ожидаю, что когда мне будет нужна помощь, то Х. поступит так же, как я и поможет мне. Эти ожидания формируются ещё в дошкольном возрасте.  Понаблюдайте за поведением дошколят. Один дал другому игрушку поиграть, а вскоре просит у него его игрушку. Если не получает её, то что мы услышим? «Я же тебе дал свою игрушку, почему ты мне не даёшь свою?!». Малыш или малышка ожидает ответного поведения другого, аналогичного своему. Мы взрослеем, нам по паспорту уже много лет, а эти ожидания те же, что и в раннем детстве. Чем эмоционально ближе, роднее человек, на которого направлены ожидания, тем сильнее обида, когда ожидания не оправдываются. Поэтому, как правило, все сильные обиды нужно искать внутри семейных отношений или двух людей.

Именно поэтому нужно «прощать должникам нашим», чтобы самим оставаться здоровыми и счастливыми. Ведь ожидания не что иное, как долг.  Долг это не только материальное, что можно взять в руки, мы говорим «долг перед Родиной», «сыновний долг»  и т.п.

 «Прощать должникам нашим» это отпускать обиды, а ещё лучше не позволять им появляться. У каждого человека в его Сознании и Бессознательном множество разных обид. И прощать обиды полезно, прежде всего, для себя. «Я тебе этого никогда не прощу» - фраза обидевшегося человека. На первом месте в этой фразе стоит «Я» и с «Я» связан глагол «не прощу». «Тебе» - тому, на кого, якобы, направлена обида, может быть абсолютно безразлично, простишь ты или нет. Обида это негативная, разрушительная эмоция, направленная на того, кто ею обладает. Если раздражительность подобна копью, брошенному в кого-то, то обида это бумеранг.  Но бумеранг, сделав круг, возвращается к хозяину и ударяет по нему. Обижаться вредно и опасно для нас самих. Следующие два примера тому подтверждение.   

 

Пример 5. «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ».

Женщина детородного возраста, бухгалтер, разведена, воспитывает сына-подростка. Сахарный диабет впервые проявился вскоре после развода. На бывшего мужа была сильная обида. Было стыдно перед людьми за развод. Сахарный диабет давал пациентке сочувствие окружающих, жалость к себе, что «из-за него заболела». Это первая выгода. Вторая заключается в том, что женщина имеет наследственную предрасположенность к ожирению, а при сахарном диабете нужно, по рекомендации врачей, есть сладкое, когда уровень глюкозы в крови снижается. Пристрастие к сладкому у неё с детства. Заполучив сахарный диабет, она получила возможность  «законно», без угрызений совести, иметь в сумочке конфету, шоколадку и несколько раз в день «прикладываться к ним», несмотря на ожирение. Третья выгода – сейчас, когда она повторно вышла замуж, при обострении болезни, отказывать мужу в сексе. Четвёртая выгода – при конфликтных ситуациях на работе (работу бухгалтера нельзя назвать спокойной и комфортной) «сахар крови либо сильно падает, либо повышается», становится действительно очень плохо, предобморочное состояние, вызывается «скорая» и оказывается неотложная помощь на глазах тех, с кем возник конфликт. Иногда люди, в знак протеста с кем-либо, обливают себя бензином и поджигают на глазах тех, кому адресован протест. Сахарный диабет для пациентки выполнял некую схожую функцию. Почему возник сахарный диабет, а не другой заболевание? Одна из причин указана во второй выгоде, а следующая причина – бухгалтер мыслит категориями цифр, привыкла к точности. Только сахарный диабет позволяет пациентке видеть точные цифры показаний прибора и согласовывать с этими цифрами приём лекарств.

При каждом гипер – или гипогликемическом кризах, у неё особенно сильно страдает головной мозг, так как нейроны получают энергию только из глюкозы. Если пациентка не откажется от привычки часто обижаться, а она очень обидчива, её ожидает массовая гибель нейронов коры головного мозга. Это состояние называется «энцефалопатия», со всеми неприятными последствиями – распадом памяти, интеллекта, недержанием эмоций, исчезновением высших психических функций, трудностью общения с окружающими. Сейчас ещё можно всё исправить, в том числе и избавиться от заболевания, а выгоды, которые оно даёт, достигать другими способами, без вреда самой себе.

 

Пример 6. «СИСТЕМНАЯ КРАСНАЯ ВОЛЧАНКА».

Женщина средних лет, учитель иностранного языка в школе. Заболела после перенесённой психической травмы, вызванной предательством лучшей подруги и её циничным «использованием» пациентки в своих корыстных целях. Дело было так.

Две женщины – учителя средней школы дружили несколько лет. Одна работала завучем, а наша героиня – преподавала иностранный язык. Подруги знали друг про друга почти всё, помогали друг другу во всём, ни один праздник не проходил друг без друга. Так описала взаимоотношения пациентка. Может быть, и не так всё было, как воспринимала их отношения пациентка. По крайней мере, фактом является очень эмоционально тёплое отношение пациентки к своей подруге.

Женщина, о которой идёт рассказ, была старше по возрасту и значительно опытнее как педагог, чем та, с кем она дружила. Подруга-завуч предложила пациентке оформить документально свою, авторскую методику преподавания предмета, а затем выйти с предложением на Управление образования региона – провести научно-практическую конференцию на базе их школы. Пациентка отказывалась, она не любила «выпячиваться». Но подруга её уговорила, убедив, что старается только для неё, что её методику преподавания языка нужно заявить во всеуслышание и издать методичку. Пациентка полгода усиленно работала над презентацией своей методики. Накануне конференции, а приезжали учителя иностранного языка и завучи школ со всего региона, всего человек 150, очень сильно волновалась, ночами почти не спала.

Доклад теоретической части, показ практической части на классе пациентка провела на «отлично». Первый день конференции прошёл успешно, основной докладчик была довольна своим выступлением. В завершении этого рабочего дня зам. начальника Управления образования стала подводить итог и спросила: «Я что-то не поняла, кто всё-таки, является автором представленной методики?». Не успела пациентка и рта открыть, как её подруга и завуч школы встала и сказала: «Я». Все начали ей аплодировать, говорить о её педагогическом таланте и т.п. Моя пациентка от шока, возмущения, негодования ничего не могла сказать, кроме как «я в ваши игры не играю», и выбежала из аудитории.

 

Когда её привели под руки в мой кабинет, она уже не работала несколько месяцев, ей оформлена инвалидность. Без посторонней помощи передвигаться она не могла, так как заболевание разрушило её суставы. Её лицо было лунообразным, руки и ноги пухлые, как бы накаченные жидкостью – такие выраженные отёки. Она принимала большие дозы гормональных противовоспалительных средств. Кроме суставов, поражены были и внутренние органы.   По поводу своей «подруги» она сказала: «Я ей этого свинства не прощу никогда». Но, осознав ведущую роль обиды в образовании и поддержании своей болезни, она простила свою обидчицу, так как её уход был близок, а возраст двух дочерей ещё далёк от совершеннолетия. Затем была «переписана программа» с «я не играю в игры» - на «я играю в игру по названию Жизнь».  Уже на заключительных сеансах психотерапии её состояние стало улучшаться. Через два года вернулась к работе в школе. Бывшая «подруга» переехала в региональный центр – пошла на повышение, ради которого ею и была задумана та конференция. Ещё года через три я увидел бывшую пациентку, едущей на велосипеде, как я часто её видел до болезни. «Жизнь – игра и все мы в ней актёры…» -  В.Шекспир.  Либо мы играем в эту Игру, либо не играем.

 

Наше Бессознательное очень исполнительное и крайне прямолинейное. Если оно получает команду-приказ-пожелание, оно исполняет это с предельной точностью. Сознание может уже и забыть какую команду отдало Бессознательному, но Бессознательное ничего не забывает и может исполнять во взрослом возрасте те команды – программы, которые получило в младенчестве или ещё раньше.  

 

Пример 7.  «ОЖИРЕНИЕ».

С женщиной, о которой сейчас расскажу, работал лет двенадцать назад. Банальная ситуация – лишний вес и желание сбросить его. Вначале вес стал снижаться хорошо, но затем, как будто кто-то включил тормоза. Неделя за неделей проходят, пациентка сохраняет мотивацию, а вес на прежнем уровне. Понятно, кто включил тормоза – Бессознательное пациентки. Значит, дальнейшее снижение веса уже противоречит более актуальным бессознательным программам. Начинаю искать причины сопротивления дальнейшему снижению веса. И нахожу.

В молодости пациентка имела красивую фигуру и не умела (или не хотела) говорить «нет» мужчинам. В то время она работала в одной политической и очень весомой организации. Была на виду у населения своего района. Вскоре весь район знал о её легкомысленном поведении. Она подверглась массивному психологическому прессингу, осуждению, испытала сильный стыд, когда её персональное дело рассматривалось на заседании выше стоящей организации. С позором, уехала подальше туда, где никто не знал про её весёлое прошлое. Там вышла замуж, родила детей. Когда со временем, «пыль улеглась», вернулась в родной населённый пункт. Той организации уже не стало, как не стало и страны, в которой она жила раньше. Всё изменилось. Прошлое ей уже никто не припоминал. Но, она сильно поправилась там, до возвращения домой. Объяснение простое – «после родов все женщины поправляются». Ну, во-первых, не все, далеко не все. Некоторые рожают несколько детей и сохраняют фигуру, а другие после первых родов прибавляют десятки килограммов на всю оставшуюся жизнь. Всё зависит от бессознательных программ.

Этой женщине ожирение, а она весила 148 кг  при росте 163 см., такой колобок на ножках, было нужно, чтобы  исключить повторение прошлого. Жир закрыл её привлекательную фигуру и мужчины перестали обращать на неё внимание. Сразу вспомнился один мой пациент – алкоголик, который, чтобы не сорваться в запой, уходил в тайгу на много десятков километров, где не было искушения выпить.

Мы прекратили работу по дальнейшему снижению веса и перенаправили работу в другое русло. В последующем, она осталась довольной результатом.

 

 

Уважаемый читатель, спасибо Вам за терпение, нам пора расставаться. В заключение хочу сказать следующее. Если у Вас есть заболевание, после прочтения этой статьи, спросите себя «А, действительно, какие выгоды или выгоду даёт мне моё заболевание, даже чисто гипотетически?». Вы удивитесь, когда получите ответ от своего Бессознательного.

 Будьте здоровы и счастливы!