Статьи

Часть 2. Эпилепсия у детей и подростков.

«Начинается эпилепсия

преимущественно в детском возрасте».

А.И. Болдырев.

Уважаемые читательницы этой статьи, конечно же, знают, что в современных условиях распространённым явлением является задержка развития речи у детей. Ребёнок может не говорить фразами до 2-3 и даже до 5 лет. Хорошие мамы бьют тревогу, обращаются к педиатрам, детским неврологам и слышат: «Не беспокойтесь, заговорит, нет ничего страшного». Мне самому был непонятен этот феномен современных детей-молчунов. Пока я не приобрёл самое современное (2019 г.) и самое полное (896 стр.) руководство для врачей «Эпилепсия у детей и взрослых женщин и мужчин. Второе издание». Автор – Карлов Владимир Алексеевич – доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАН, заслуженный деятель науки, известный во всём мире учёный-эпилептолог, более 60 лет занимающийся изучением эпилепсии. На странице 331 я нашёл для себя ответ на вопрос «почему много детей с отставанием в речевом развитии».

« Второй тип эпилептической энцефалопатии – эпилептическая энцефалопатия II – характеризуется психическими, когнитивными, поведенческими и социальными нарушениями при отсутствии эпилептических припадков. Он достаточно хорошо отражён в литературе последних десятилетий. <> В комплексе нарушений развития, пожалуй, самыми демонстративными являются различные речевые расстройства (афазия, мутизм, аутизм и др.) [выделено мною – А.Г.]. <> Типичный аутизм может быть эпилептическим расстройством, даже если имеет место регрессия после нормального периода развития.<>Частым является сочетание нарушений развития всех основных познавательных и психических функций, что предложено называть когнитивными эпилепсиями. Предложен также другой термин – когнитивная эпилептиформная дезинтеграция» (2, стр.331).

«Можно полностью согласиться с мнением Н.П.Бехтеревой и соавт. (1978) о том, что эпилептический очаг управляет состоянием мозга. Особенно уязвим при эпилепсии детский мозг. Эпилептиформная активность, распространяясь на функционально значимые ещё незрелые системы, ведёт к нарушению их формирования и даже потере уже сформировавшихся, но ещё достаточно хрупких функций. И конечно, поскольку наиболее молодой в фило- и онтогенетическом отношении функцией является речь, она страдает больше всего» (2, стр.73).

Вот, оказывается, почему многие современные дети не разговаривают тогда, когда они уже вовсю должны «лепетать» и радовать своим детским лепетом родителей, бабушек и дедушек. Им не даёт разговаривать эпилепсия, которую врачи не могут диагностировать, «упускается драгоценное время: чем позже начинается адекватная терапия, тем меньше шансов на восстановление высших корковых функций, в особенности диапазона речевых расстройств» (2, стр.332). Пазл сложился и картина в целом стала для меня ясна. Я, и до получения этой информации, видел, как нарастает заболеваемость эпилепсией, бессудорожной формой, а с получением новых знаний, стало понятно, что всех детей – молчунов следует рассматривать через призму эпилепсии.   Только родители таких детей, как правило, отказываются верить в диагноз «эпилепсии» и уходят, по крайней мере, 7-8 из 10. Они начинают искать подтверждения диагноза у других врачей и с облегчением для себя – не находят. Им говорят: «Какая эпилепсия?! Вы, что?! Нет у вашего ребёнка никакой эпилепсии».

«В исследованиях С.И. Шевельчинского и соавт. (2004) был проведён тщательный клинический анализ ЭЭГ 60 детей, у которых припадков не было, но по данным обследования в специализированном краевом центре им были поставлены диагнозы гиперкинетического расстройства, нарушения поведения в рамках семьи, несоциализированного и социализированного расстройства поведения и др. Во всех случаях на ЭЭГ выявляли эпилептиформную активность либо высокоамплитудные билатеральные синхронные вспышки в α,δ,θ-диапазонах с амплитудой 200-1000 мкВ, считающиеся также маркёрами эпилептической дисфункции» (2, стр.331).

В вышеприведённой цитате врачи краевого специализированного центра устанавливали детям разные диагнозы, но только не истинные. Следовательно, соответственно ложным диагнозам, были назначены и не соответствующие заболеванию лекарства. Поэтому и пишу эту статью для вас, мамы, чтобы вы получили истинные знания, которые я, в свою очередь, почерпнул из достоверных научных источников.

У детей и подростков, аналогично тому, как и у взрослых, одними из первых симптомов эпилепсии являются расстройства сна. В целом, эти расстройства схожи со взрослыми, но есть и некоторые отличия, специфичные для детского возраста.

 

Расстройства сна.

«В раннем детстве отмечается беспокойный сон со вздрагиваниями, частыми пробуждениями, упорным плачем ночью при отсутствии реакции на окружающих. В дошкольном возрасте детей нередко беспокоят ночные страхи. У детей школьного возраста имеют место снохождения, сноговорения, крик, плач, смех во сне с последующей амнезией; наблюдаются также ночные психомоторные припадки. У подростков доминируют психомоторные припадки, снохождения, кошмарные сновидения, сопровождающиеся аффективной насыщенностью, чувством страха, вегетативными реакциями и пробуждением ночью, иногда с последующим просоночным состоянием, отсутствием бодрости после сна и головными болями. <>Давно известно, что в качестве первых признаков эпилепсии могут выступать ночные страхи и снохождения» (1, стр. 30-31).

 

Психомоторные приступы.

«Во время психомоторного приступа отмечаются возбуждение и даже стремление к агрессивности. Больные вскакивают с постели, производят автоматические движения, чаще всего руками, стремятся куда-то идти или бежать.

В качестве дебюта эпилепсии встречаются пароксизмально наступающие плач и смех во время сна. Плач и смех всегда протекают с выключением сознания и полной амнезией. Приступы плача и смеха представляют собой те же психомоторные автоматизмы, с той лишь особенностью, что во время них моторный компонент представлен смехом или плачем».

 Смех и плач как пароксизмы эпилепсии чаще всего связаны с височной локализацией эпилептического очага» (1, стр.32-37).

 

Ночные страхи «довольно часто являются первыми признаками эпилепсии. Они, так же как и снохождения, могут быть проявлением невротического состояния, и сами по себе ещё не свидетельствуют об эпилепсии. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать некоторые особенности страхов при эпилепсии, отличающие их от невротических страхов.

Ночные страхи эпилептического происхождения возникают каждый раз обычно в определённое время, чаще через 1-1,5 часа после засыпания. Ребёнок спит и вдруг вскакивает с криком и рыданиями, в холодном поту, дрожит. Вначале его речь невнятная, потом различаются отдельные слова. Когда родители пытаются удержать больного, он вырывается, стремится куда-то бежать, и всё это время не перестаёт плакать. Сознание нарушено. Так продолжается 3-5 минут, иногда меньше. Потом ребёнок постепенно успокаивается, начинает отвечать на вопросы, но ещё продолжает дрожать. Просится к родителям в постель и с ними засыпает. Утром больной вспоминает: ночью с ним что-то было, но что именно сообщить не может, либо совсем ничего не помнит. На вопросы, почему он плакал, что чувствовал, ответить не может.

В других случаях ребёнок кричит, как будто бы видит страшные сны, но какие – объяснить не может. Вскакивает с постели, глаза широко открыты, дрожит, краснеет. У него появляются обильный пот и слюнотечение. На вопросы он не отвечает, вырывается, стремится куда-то бежать. Во время приступа нередко происходит непроизвольное мочеиспускание. Затем больной засыпает. Наутро – полная амнезия, словно ночью ничего не было.

Эпилептические ночные страхи в отличие от невротических протекают с более глубоким нарушением сознания, вегетативными проявлениями и сопровождаются амнезией.<>Несомненно эпилептическую природу имеют страхи, при которых отмечается мочеиспускание, особенно когда имеется ночной и дневной (во время сна) энурез. Такие состояния дают основание для диагностирования эпилепсии» (1, стр.32).

«Страхи, возникающие во время дневного сна, обычно имеют эпилептическую природу. Приведём пример.

 

 Больной В., 8 лет. На первом году жизни перенёс отит. В возрасте 4 лет заболел гриппом, вызвавшем осложнение – воспаление лёгких, которое несколько раз повторялось. После воспаления лёгких – хронический бронхит, а затем развилась бронхиальная астма. Несмотря на то, что второй год занимается плаванием в бассейне и утренней гимнастикой с водными процедурами, подвержен частым простудным заболеваниям. В 7 лет заболели уши, температура тела поднялась до 38°. После камфорного компресса стало легче, и больной днём уснул. Вдруг вскочил с криком и плачем, как будто ему приснилось что-то страшное. На вопросы не отвечал, на окружающих не реагировал. Вечером всё повторилось снова. С тех пор страхи начали возникать через каждые 2-4 дня.

До 4 лет мальчик был спокойным и послушным, потом стал капризным, нервным, обидчивым. Старается всё делать наоборот, часто даже вопреки своему желанию, но только не так, как ему велят. На все просьбы один ответ: «Не хочу! Не буду!». Например, со слезами идёт гулять. Со слезами и причитаниями возвращается домой. Это вошло в привычку, и никакие уговоры или угрозы не действуют. Наставления и замечания не помогают. В школе успевает неплохо и учительница им довольна. Соображает хорошо, но рассеянный, пишет небрежно, грязно.

С детьми не ладит, часто обижается, плачет. Труслив, за себя постоять не может. В школе выглядит «тихоней». Дома же бывает агрессивен, замахивается на старших, грубит.

До заболевания спал спокойно, просыпался только когда намочит постель (с раннего детства страдает ночным энурезом), но засыпал очень трудно, через 30-40 минут, а то и через час. Нервозность и негативизм в поведении прогрессируют, он становится невыносимым для окружающих.

 

В данном наблюдении изменения личности предшествовали появлению ночных страхов. Обращает на себя внимание контрастность поведения в школе и дома. В школе мальчик «тихоня», а дома – «тиран». Для диагностики имеют значение не только изменения личности, но и их прогрессирование. Важна и такая деталь, как появление первого страха во время дневного сна. Невротические страхи возникают в период ночного сна, а не днём.

В пользу диагноза эпилепсии свидетельствует сочетание дневных страхов с другими пароксизмами, эпилептическая природа которых не вызывает сомнения» (1, стр. 32-33).

 

Снохождения.

Сомнамбулизм, лунатизм, снохождения – одно и то же явление – хождение ночью в состоянии неполного сна. В большинстве наблюдений отмечается, что снохождения ограничиваются пределами комнаты, но известны случаи, когда больные удалялись от своего дома на 1-2 км. Чаще всего больные спокойно бродят по комнате. Иногда они совершают нелепые действия – перемещают вещи, кладут их на другое место, где они не должны быть, подходят к окну или двери, пытаются их открыть, на вопросы либо не отвечают, либо говорят не по существу. Проснувшись, ничего не помнят о своих ночных приключениях и очень удивляются, когда им о них рассказывают.

Встречаются и такие формы нарушения сна, при которых больные ограничиваются передвижением в постели. Ребёнок в состоянии неполного сна вдруг садится на кровати, совершает автоматические действия, жестикулирует, а наутро ничего не помнит. Как правило, снохождения сочетаются с другими расстройствами сна, а также с с ночным недержанием мочи.

Однажды, консультирую ребёнка. Его мама рассказывает про ночной энурез, который происходит еженощно, с самого рождения и до момента консультации (на тот момент пациенту было 11 лет). Как бы оправдываясь за энурез в таком возрасте, она сказала: «У его отца энурез закончился только в армии». Родители часто приводят в качестве контраргумента, что кто-либо из родственников консультируемого ребёнка или подростка имел или имеет те же расстройства, например, сна – «и ничего, живёт, работает, вот женился, всё нормально у него», в смысле «нет ни какой эпилепсии». Боятся люди этого диагноза и совершенно необоснованно. Эпилепсия хорошо лечится, в подавляющем большинстве случаев.

 

Кошмарные сновидения.

«Устрашающие сновидения в ряде случаев являются началом эпилепсии у детей. Они менее богаты по содержанию, чем сновидения у взрослых, заболевших эпилепсией. Общим для сновидений у детей и взрослых являются контрастность переживаний, яркость, аффективная насыщенность, витальный страх. Чаще всего детям снится, что им угрожают, их преследуют звери, устрашающие персонажи из сказок [компьютерных игр, мультфильмов] и повседневной жизни. Во время таких сновидений больной кричит, в страхе просыпается» (1, стр.36).

« В ряде случаев дебют эпилепсии проявляется сновидениями психогенного содержания.

 

Больная М., 12 лет. В доме, где она живёт, 7 месяцев назад повесился молодой человек. После этого больную «замучили» сновидения: этот парень преследует, с ножом бежит за ней. Вслед за сновидениями возникает страх вторичного характера: боязнь заснуть – «опять приснятся страшные сны».Через 2 месяца стали наблюдаться приступы кратковременной потери сознания с ретропульсивными движениями глазных яблок, а также судороги правой ноги».

 

У детей, в силу их повышенной впечатлительности, сновидения часто отражают текущие события, школьную тематику прошедшего дня, устрашающие рассказы, кинофильмы. Например, больная Г., 10 лет, после рассказа про чертей в течение двух ночей их видела во сне. Такие сновидения не являются характерными для больных эпилепсией. Они наблюдаются и у здоровых детей.

Несомненное диагностическое значение имеют сновидения, во время которых больным снится, что они идут в туалет и совершают мочеиспускание. Последнее же происходит в постели» (1, стр.37). <>

У ряда обследуемых расстройства сна, являющиеся начальным признаком заболевания, затем утрачивают своё основное клиническое значение. Они сменяются другими пароксизмами, происходит усложнение эпилептической симптоматики.

В других случаях нарушения сна существуют длительное время в течение ряда лет изолированно, без сочетания с другими эпилептическими приступами.

В отдельности каждый из симптомов – судорожные состояния при повышенной температуре, кошмарные сновидения, ночные головокружения – не является специфичным для эпилепсии. Однако совокупность их позволяет диагностировать заболевание до появления типичных, хорошо известных форм эпилептических пароксизмов.

Пароксизмальные расстройства сна отмечаются не в изолированном виде, а сочетаются с изменениями психики, чаще всего явлениями астении, гидроцефалией, головными болями, рвотой, иногда снижением интеллекта.

Пароксизмальные расстройства сна нередко сочетаются с лёгкими кратковременными локальными судорогами, отдельными миоклоническими подёргиваниями, общими вздрагиваниями при засыпании и во сне, ночным энурезом, приступами разной степени изменения сознания, продолжающимися иногда всего лишь несколько секунд. Каждый из этих феноменов не является патогномоничным [свойственным заболеванию - эпилепсии]. Однако совокупность их позволяет предполагать начальную стадию эпилепсии.

В межприступном периоде отмечается астеническая симптоматика: повышенная сенситивность (чувствительность), впечатлительность, утомляемость. Маленькие дети капризны, плаксивы» (1,стр.41-42). [Прочитайте мою статью «Кричащий ребёнок»].

 

Эпилептический инфантильный спазм.

«Детский спазм – классический возрастно – зависимый эпилептический синдром, который в 85% случаев дебютирует на 1-м году жизни, преимущественно между 3-м и 7-м месяцами, возникает в основном у мальчиков: внезапные кратковременные сокращения аксиальной мускулатуры – головы, шеи, туловища.

Чаще движения, реализуемые мышечным спазмом, имеют характер флексорных: сгибание головы, туловища, конечностей. Реже наблюдают экстензорный вариант: разгибание головы и туловища, нижних конечностей, плеч.

В действительности наиболее часто сочетаются флексорные и экстензорные феномены. Всё это определяет их клиническую вариабельность: кивки, клевки, «салаамовы судороги», судороги «складного ножа» и др., поэтому основными клиническими признаками является внезапный спазм осевой (вдоль позвоночника) мускулатуры (10-15 спазмов, следующих друг за другом); кратковременность – секунды приступов, их частота – десятки и сотни в день, чередование «плохих» и «хороших» дней. Весьма характерный признак – громкий постприступный плач с выражением страдания на лице. <>

Появлению типичных для эпилептических спазмов приступов более чем в половине наблюдений за несколько дней, недель или месяцев предшествовали другие формы приступов – вздрагивания, падения, подёргивания в мышцах рук, лица и др.» (2, стр.201-202).

 

Фебрильные припадки.

Под фебрильными судорогами (приступами) понимаются судорожные пароксизмы или другие бессудорожные приступы у детей на фоне лихорадки (высокой температуры).

«Частота встречаемости фебрильных припадков в разных странах варьирует, однако, по наиболее репрезентативным исследованиям, в Европе, США и Японии она составляет 2-5% в детской популяции. Чётких статистических данных о распространённости в России в настоящее время нет. Фебрильные припадки представляют собой важную проблему педиатрии, так как существует потенциальная возможность их перехода в различные формы эпилепсии. ФС дебютируют у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, чаще от 1 года до 3 лет.

В происхождении фебрильных судорог имеет значение ряд факторов: высокая судорожная готовность детского мозга, особенно впервые годы жизни; генетическая предрасположенность, перинатальная патология (патология родов), метаболические нарушения.

В настоящее время очевидна роль генетических факторов в происхождении фебрильных припадков. От 9 до 26% детей с ФП имеют в семейном анамнезе эпилепсию или ФП.<>В настоящее время выделено около 20 генов [ответственных за возникновение этого расстройства] (2, стр.213-214).

Фебрильные пароксизмы возникают в ответ на лихорадку любой причины (вирусная, бактериальная, или реакция на иммунизацию). Чаще они проявляются во время сна ребёнка. В основном бывают генерализованные припадки тонико-клонические, или тонические, или только клонические. Более редким может быть бессудорожный пароксизм – ребёнок «обмякает».  Длительность приступов не превышает 1-3 минуты, редко бывает серия приступов. Появлению приступов часто предшествуют беспокойство ребёнка, вздрагивания, подёргивания в различных группах мышц. Эти же расстройства могут быть и после приступа.

«Нами (Карлов В.А., Фрейдкова Н.В., 2010) были проанализированы три группы детей, каждая по 50 человек. В  группу вошли дети с однократными фебрильными судорогами, во 2 – с повторными. Обе группы имели длительность ремиссии от 5 до 12 лет [автор пишет про ремиссию 5-12 лет, в этой фразе предполагается, что по окончании ремиссии возникали расстройства эпилептического происхождения]. 3 группу составили дети, которые в последующем наблюдались с диагнозом «эпилепсия», а заболевание дебютировало с фебрильных судорог. <> Наследственная отягощённость также имеет свои особенности в каждой из анализируемых групп. В 1 группе у 14% детей ближайшие родственники имели в анамнезе фебрильные судороги; во 2 группе наследственность отягощена по ФС у 28% и по эпилепсии у 12%. В 3 группе наследственность была отягощена у 40% больных (14% пациентов имели ФС и у 26% родственники наблюдались или наблюдаются с диагнозом «эпилепсия») (2, стр. 215).

 

Абсансные формы эпилепсии.

Абсанс.

Понятие «абсанс» было введено в медицину S Tssot в 1770 г.: мгновенное выключение сознания и прекращение речи в сочетании с лёгкими движениями глаз.

«В настоящее время различают простые абсансы (больные напоминают «статую с пустым взглядом») и сложные, при которых указанная картина дополняется другими проявлениями: генерализованными миоклониями (абсанс с миоклониями), элементарными автоматизмами (абсанс с автоматизмами), упусканием мочи (вегетативный абсанс) либо выпадением постурального тонуса и падением больного (атонический абсанс)». <>

«Абсанс относят к генерализованным эпилептическим припадкам, а абсансные формы эпилепсии – к идиопатическим эпилепсиям.<> Идиопатические абсансные формы эпилепсии абсолютно преобладают в детском и подростковом возрасте» (2, стр.269-271).

Автор приводит пример абсанса при височном эпилептическом очаге.

«Больная Д., 10 лет. Обращение по поводу единичного припадка, случившегося несколько дней назад. Приступ произошёл во время ночного сна: булькающие звуки и сильное урчание в животе, генерализованные судороги. Приступ амнезировала.

Родилась от 22-летней матери, первой беременности. Роды в срок, затяжные – вялая родовая деятельность. Родилась в асфиксии с правосторонним гемисиндромом. Тем не менее развивалась нормально. У двоюродного дяди по матери – эпилепсия.

Несколько месяцев назад родители заметили секундные эпизоды замираний, которым не придали значения.

На ЭЭГ зарегистрирована левополушарная очаговая эпилептиформная активность.

Как видно из описания родителями, имело место чёткое абдоминальное начало – один из вариантов диэнцефальной височно-долевой эпилепсии» (2, стр.272).

Детская абсансная эпилепсия.

«Детская абсансная эпилепсия (ДАЭ) – весьма своеобразная возрастно-зависимая форма идиопатической эпилепсии, проявляющаяся абсансами, - малая эпилепсия, или пикнолепсия.

Как следует из названия этой формы заболевания, основным его проявлением являются абсансы: простые у 35%, сложные у 43%, сочетанные у 22% больных. Как правило, абсансы длятся 5-10 секунд, иногда они более короткие или более длительные.

Родители обычно характеризуют их как «отключки», «замирания» и т.д., что подчёркивает два кардинальных признака: отключение сознания, прерывание текущей деятельности.

Абсансы, длящиеся несколько секунд не ощущаются больными. Обычно абсансы возникают от 10 до 200 в день.

Наряду с абсансами у больных могут возникать генерализованные тонико-клонические приступы [те, что знают все]. Чаще они присоединяются к абсансам после нескольких лет течения заболевания»(2, стр.284-285).

В этом месте позволю себе прервать цитирование и сделать небольшой комментарий. Уважаемые читатели, так нужно или нет лечить даже лёгкие проявления эпилепсии, какими раньше считались абсансы, или другие бессудорожные её формы, если «через несколько лет» появляются большие припадки? А ведь многие неврологи, педиатры категорически против специфического лечения, когда минимальные проявления болезни. Я уже не говорю про родителей, у которых просто панический страх перед лечением своего малыша. Сейчас на лечении у меня есть пациентка с бессудорожной эпилепсией. Поступила на 8-м месяце беременности с тяжёлыми вегетативно-висцеральными пароксизмами, принятыми ею за «панические атаки», навязчиво-фобическим синдромом, хроническими расстройствами сна, выраженной тревогой. С большим трудом и с Божьей помощью удалось благополучно довести её до родов. После родов её состояние утяжелилось. Ещё несколько месяцев лечения, пока пациентка не вошла в состояние удовлетворительной ремиссии. Противорецидивное лечение продолжается. У её ребёнка стали проявляться капризы, частый и необъяснимый плач. Когда полетела с ним к матери, он почти весь полёт прокричал. (О подобном поведении детей я писал в статье «Кричащий ребёнок»). Она понимает, что ребёнка необходимо уже начинать лечить, но муж и свекровь категорически против, хотя муж – врач. Эта реакция типичная и неадекватная ситуации.

Продолжу цитирование.

«В настоящее время выяснено, что абсансы не столь безобидны, как полагали раньше, они могут вести к выраженным когнитивным и другим нарушениям. <>Авторы изучили психические функции, социальный  статус и исход заболевания ко взрослому возрасту у 103 детей с ДАЭ. У 25% детей выявлен мягкий когнитивный дефицит, у 43% - языковые нарушения, у 61% пациентов имелся психиатрический диагноз, наиболее часто синдром нарушения внимания – гиперактивность; тревожные расстройства обнаружены у 30% пациентов, Авторы с полным основанием заключают, что ДАЭ не может быть квалифицирована как доброкачественное заболевание» (2, стр.285).

Прокомментирую и этот абзац. В.А.Карлов невролог, эпилептолог. Он решил посмотреть каково будущее 103 детей, у которых в раннем возрасте были эпилептические расстройства. У 61% детей были психические расстройства. Это закономерность. «Как уже указывалось ранее, своевременно начатое лечение предупреждает возможные изменения психики» (2, стр.302) [Выделено мною – А.Г.].  Мне часто родители моих пациентов говорят, что детские неврологи не видели необходимости в лечении их детей, и педиатры не находили оснований. Потеряно драгоценное время для начала лечения и спустя годы расстройства «перешли» на другой уровень, более тяжёлый.

Вспоминаю разговор с одной женщиной. Она лечилась у меня по поводу бессудорожной эпилепсии, затем, привела на лечение старшего ребёнка с минимальными (миоклоническими) и поведенческими эпирасстройствами, которые удалось купировать полностью. Спустя несколько лет, она пришла проконсультироваться по поводу младшего ребёнка. Она его уже тщательно обследовала и ему, также был выставлен диагноз «эпилепсия». Она спросила моего мнения, стоит ли начинать лечение в столь раннем возрасте. Я ей ответил так: «Если бы это был мой ребёнок, я бы не задумываясь, начал бы лечение». Через ещё некоторое время, я поинтересовался у неё как здоровье младшего ребёнка. Она ответила в смс «лечение продолжаем, всё отлично!».

 

Юношеская абсансная эпилепсия.

«В отличие от детской абсансной эпилепсии, где превалируют девочки, при ЮАЭ распределение по полу равномерное. Юношеская абсансная эпилепсия имеет более серьёзный прогноз, нежели детская абсансная эпилепсия. С возрастом, особенно при сочетании абсансов с генерализованными тонико-клоническими припадками (ГТКП), она в 1/3 случаев переходит в эпилепсию с ГТК» (2, стр.289).

Уважаемые читатели, далее я просто перечислю виды эпилепсий, выделяемых в современных научных источниках:

- фотосенситивная эпилепсия;

- припадки, индуцированные закрытием глаз;

- припадки, вызываемые мышлением;

- припадки, вызываемые испугом;

- припадки, вызываемые звуком;

- эпилепсия, вызываемая музыкой;

- эпилепсия ходьбы;

- эпилепсия чтения;

- эпилепсия еды;

- эпилептические припадки, индуцируемые смехом;

Несколько слов об этой эпилепсии. Эпилепсия смеха или «геластическая эпилепсия» (gelos – веселье, радость).

«Больной А., 19 лет. Обратился с жалобами на приступы двух типов: 1-й тип – насильственный смех («мне было очень весело»), однако веселье тут же проходило, смех принимал механический характер, прекратить его не мог, приступ ощущал; 2-й тип – приступы сна: складывался в позу головой к коленям и качался как ванька-встанька в кровати, если падал с кровати, то качался на полу. О приступах не помнил. Приступы с 4-летнего возраста» (2, стр.383).

«Основные диагностические критерии геластических припадков следующие: стереотипно повторяющиеся эпизоды смеха; отсутствие объективных побуждающих причин; возможное сочетание с другими видами эпилептических припадков; наличие эпилептиформных изменений на ЭЭГ. Одним из наиболее частых проявлений бывает сочетание с плачем, обычно следующим за смехом» (2, стр.383-384).Сам смех имеет особо яркий, неестественный механический характер» (там же).

- эпилепсия горячей воды;

«Больная С., 12 лет. Первый приступ возник 3 месяца назад. После окончания впервые пришедшей менструации пошла принять ванну. Уже сидя в горячей воде, стала поливать голову горячей водой из душа. Внезапно почувствовала, что уплывает куда-то вдаль. Увидела себя как бы со стороны: кто-то маленький сидит в воде под струёй гигантского водопада, оглушает грохот падающей воды, стало страшно, пыталась закричать, но сковало язык, рот, горло, выронила душ и тогда закричала; тело ослабело, опустилось в ванну, всё казалось нереальным, как-бы происходило с кем-то другим, но полностью контроль не теряла, внезапно всё кончилось, и было ощущение дурного сна.

Аналогичный приступ повторился через месяц, также на следующий день после окончания менструации, на этот раз пациентка принимала душ, стоя и, когда стала поливать горячей водой голову, почувствовала, что «уплывает». Она немедленно отбросила шланг и приступ прекратился, однако оставалось ощущение нереальности происходящего. С тех пор появился страх повторения приступа, избегает пользоваться горячим душем, ухудшился сон. Несколько раз просыпалась с безотчётным страхом» (2, стр385).

 

Психическое состояние.

«Психические нарушения у детей и подростков в количественном и качественном отношении многообразны, как и пароксизмальные проявления.

Первое место у детей , страдающих эпилепсией, так же как и у взрослых, занимают астенические состояния. Астенические состояния – основной фон, на котором развёртывается пароксизмальная и психопатологическая симптоматика.

На втором месте находятся нарушения психического развития с задержкой и различной степенью умственной отсталости.

Третью группу психических расстройств составляют девиантные  формы поведения.

Значительный удельный вес занимают аффективные расстройства.

Эти четыре вида психических нарушений чаще всего сочетаются между собой. У одних больных в клинической картине на передний план выступают астенические состояния, у других задержка психического развития, у третьих - девиантное поведение, у четвертых – аффективные расстройства

Рассмотрим девиантное поведение, поскольку оно недостаточно освещено в литературе. Больные ведут себя пассивно, нуждаются в постоянной стимуляции. Они долго спят, поздно просыпаются, самостоятельно почти ничего по дому не делают, пока их не попросят: «сходи», «принеси», «убери», «подай» и т.д.

Нарушения поведения являются одним из частых клинических проявлений эпилепсии у детей и подростков. Нередко больные эпилепсией по незначительному поводу дают выраженные неадекватные аффективные вспышки, не сдерживают себя. Дети младшего возраста упорно капризничают, плачут, не поддаются уговорам, а в более старшем возрасте – грубят, стараются причинить боль, а иногда совершают разрушительные действия и агрессивные поступки.

По клиническим признакам можно выделить следующие формы девиантного поведения у детей и подростков, страдающих эпилепсией: 1)психическая расторможенность; 2) психическая заторможенность; 3) контрастноизменяющееся поведение; 4) психопатоподобное поведение; 5) поведение, в котором доминируют упрямство и негативизм; 6) поведение с садистскими проявлениями и жестокостью; 7) поведение с агрессивными и разрушительными действиями; 8) аутоагрессивность.

Из расстройств поведения чаще всего встречаются психическая расторможенность: дети постоянно раздражительны, возбуждены, непоседливы, чрезмерно подвижны, ни на минуту не остаются в покое. Всё, что находится в поле их зрения, не остаётся без внимания. Порой трудно понять, что они хотят, тем более, что их желания без конца меняются. Такие дети чрезмерно капризны. Плач у них нередко сменяется возбуждением вплоть до агрессивности. Больные злопамятны, мстительны, зацикливаются на отрицательных аффектах.

Запрет, слова «нет», «нельзя» либо не воспринимаются больным, либо игнорируются. Отличаясь эгоизмом и эгоцентризмом, они не способны к сопереживанию, наоборот, стараются причинять страдания, боль окружающим, а иногда обнаруживают явные признаки садизма и жестокости по отношению к людям, животным, птицам.<>

Синдром психической расторможенности является продолжительным, можно сказать стационарным состоянием, изменяющимся по интенсивности и качеству клинических проявлений. Наряду с этим встречаются и кратковременные состояния, иногда с агрессивными, аутоагрессивными и разрушительными действиями, особенно в период острых аффективных приступов, какими являются дисфории, протекающие как в виде пароксизмальных проявлений, так и в виде затяжных расстройств.

 Противоположной формой психической расторможенности является психическая заторможенность. Эти дети оказываются малоактивными. Они с трудом адаптируются к жизни. Даже в простых жизненных ситуациях они оказываются недостаточно компетентными, а порой и беспомощными.

Нередко приходится наблюдать контрастное поведение детей и подростков в школе и дома. Так, в школе больной послушен, имеет хорошие оценки по изучаемым предметам и поведению, а дома он расторможен и деспотичен.

Эгоизм и эгоцентризм страдающих эпилепсией подростков способствует формированию повышенной требовательности к окружающим, стремление выделиться, подчинить интересы других своим. Формируется аномальная личность с переоценкой своего «Я». Наступает психопатизация личности. Такие подростки требуют от родителей приобретения им дорогостоящих модных вещей, хотя сами ещё не зарабатывают.

Родители в связи с неправильным представлением об эпилепсии, иногда рисуют мрачную картину будущего своего ребёнка, чрезмерно его жалеют и опекают, что также отражается на его поведении.

Психические отклонения принято рассматривать в чисто негативном плане. Однако, при каждой болезни наряду с патологическими нарушениями имеются и «симптомы защиты», являющиеся как бы компенсаторными механизмами. К числу таких позитивных признаков у значительной части больных эпилепсией можно отнести усердие, трудолюбие, аккуратность, бережливость, целеустремлённость, усидчивость, концентрированное внимание» (1, стр. 61-70).

 

Литература.

1.     Болдырев А.И. Эпилепсия у детей и подростков. – М.: Медицина, 1990, - 320 с.: ил.

2.     Карлов В.А. Эпилепсия у детей и взрослых женщин и мужчин. Руководство для врачей. Второе издание. – М.: Издательский дом БИНОМ, 2019, - 896 с.: ил.