Статьи

 

Правило первое. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Мы все ошибаемся, когда чем-либо занимаемся, пока не доведём это занятие до совершенства – мастерства. Чем более зрелыми мы становимся, тем меньше ошибок должны совершать. А кто нас учил как воспитывать ребёнка? Учили многому, но только не этому. Поэтому и воспитываем так, как умеем. Кто-то копирует с других, кто-то полагается на интуицию, кто-то вообще этим не «заморачивается», т.е. не задумывается.  Сколько людей – столько и мнений относительно воспитания. Но в психологии воспитания, также, как и в любой другой науке, есть свои правила. Если их знать и исполнять – тогда ошибок будет минимальное количество.

Правило второе. «Воспитывай пока поперёк лавки лежит, когда лёг вдоль – воспитывать поздно». Воспитывать необходимо начинать с рождения ребёнка и заканчивать в  5-6 лет. Тот, кто думает, что пока ребёнок в дошкольном возрасте «пусть наслаждается детством, а будет постарше, вот тогда и буду воспитывать, к труду приобщать, к определённым требованиям, правилам, ограничениям, которые необходимы в жизни» - тот глубоко ошибается, и его ожидают серьёзные разочарования в своём ребёнке, огорчения и проблемы. С 6 лет и до 18 происходит коррекция в воспитании личности, если основная база, фундамент, заложены в дошкольном возрасте.

Правило третье.  «Будьте справедливы». Ребёнок обострённо чувствует несправедливость, поэтому, в своих воспитательных подходах, родитель  обязан быть всегда справедлив по отношению к ребёнку.

Правило четвёртое.  «Воспитывайте своим примером».  Слова родителя должны соответствовать его поступкам. Если вы говорите ребёнку, чтобы он убирал за собой игрушки, а у вас у самих в жилище нет порядка, то ребёнок перестанет вам доверять и ваш авторитет в его глазах упадёт до 0. Если вы говорите ему, что курить плохо, а сами курите, то ребёнок примет ваш поступок, а слова проигнорирует.

Правило пятое.  Правило «золотой середины».  Ваша любовь к ребёнку должна органично сочетаться с требовательностью к нему. Если будет много любви – вырастет «кумир семьи». Это эгоистичный, самодовольный, с неадекватно-завышенной самооценкой, капризный, несамостоятельный, обидчивый, не способный к труду,  дезадаптированный в жизни человек. И винить во всём он будет вас, даже ненавидеть. Если будет слишком много требовательности и недостаточно похвалы, то этим вы сформируете невротическую, с низкой самооценкой, нерешительную, боящуюся ответственности личность, которая, также, будет дезадаптирована  в жизни. Только гармонично сочетая требовательность с похвалой,  вы сформируете личность, удовлетворённую собой и своей жизнью.

Правило шестое.  «Нет худшего в воспитании, чем противоречия». Если кто-либо из воспитателей требует, а другой снимает, отклоняет эти требования – это самое худшее. В этом случае ребёнок быстро научится ловчить, лгать, уклоняться от любых обязанностей. Итог – личность, уклоняющаяся от любой работы, но при этом имеющая большие претензии к жизни, другим людям («они обязаны»), желающая «всё иметь, но ничего не отдавать взамен». Такой человек имеет установку всех обманывать, плести интриги, «подсиживать». Рано или поздно, такая личность вступит в серьёзные противоречия с  обществом, которое считает «лохами». А общество начнёт воспитывать такую личность довольно жёстко и вновь, - дезадаптация.

Правило седьмое.  «Крик – проявление слабости». Ребёнок привыкает к крику и перестаёт на него адекватно реагировать. Кричащий теряет авторитет в восприятии ребёнка. Если ваши отношения с ребёнком дошли до вашего крика это убедительный признак того, что вы уже упустили многое и заслуживаете оценку за ваше воспитание «неуд». Хороший родитель не кричит, не унижает личного достоинства ребёнка, не бьёт по его самооценке, а ребёнок выполняет просьбу (даже не требование) родителя с первого обращения.

Правило восьмое. «Терпение и труд – всё перетрут». В воспитании. Как ни в какой другой семейной деятельности, особенно если «ребёнок трудный», - терпение родителя имеет решающее значение. Не можете проявлять терпение – работайте над собой, обращайтесь за психотерапевтической помощью, сбалансируйте себя и только потом продолжайте воспитание.

Правило девятое. «Труд – лучший инструмент воспитания». Приобщать ребёнка к труду необходимо с детства. Вначале это навыки самообслуживания, затем – помощь другим членам семьи. В 5 лет у ребёнка уже должны быть свои, закреплённые за ним, обязанности. Как «нельзя кашу маслом испортить», так нельзя  навредить ребёнку, воспитывая в нём трудолюбие, естественно, если трудовая деятельность по силам ребёнку.

Многие родители совершают ошибку, когда размышляют примерно так: «Ещё наработается, когда вырастет, а сейчас пусть наслаждается беззаботным детством». В этой мысли два противоречия: одно это труд противопоставляется отдыху, игре, и второе – «пусть вырастет не приспособленным к труду, а потом на него как водопад свалится столько труда...». У хороших родителей труд и беззаботное, счастливое детство ребёнка – это две взаимообусловленные и составляющие одно целое.

Если не воспитывать у ребёнка трудолюбие с детства, с первого года жизни, то с началом обучения в школе ему придётся очень усиленно и непривычно много трудиться, значительно больше, чем тем, кто уже готов к учебной деятельности (а это большой труд). Любой труд ускоряет взросление ребёнка и, в этом случае его паспортный возраст будет соответствовать его уровню зрелости. Воспитывая трудолюбие с детства вы, как родитель, уже боретесь с инфантильностью (незрелостью) своего ребёнка. С каждым классом школы его учебный труд будет только увеличиваться, а в самостоятельной жизни 9/10 всего бодрствующего времени будет занята трудом.

Труд должен приносить радость своими результатами, своим процессом. Труд облагораживает человека. Через труд вы воспитываете в ребёнке волю, целеустремлённость, самостоятельность, смекалку, настойчивость, самооценку и самоуважение. Он обучается ценить труд других людей, он формируется как созидатель, а не разрушитель.

Правило десятое.  Уважайте в ребёнке его «Я».  Запомните, ребёнок – это не ваша собственность и не ваш раб. Он, его душа, выбрал вас в качестве родителей, чтобы помочь вам реализовать своё предназначение на Земле.

Не каждым своим ребёнком родители довольны, но эти родители забывают (или не знают) закон Вселенной – «каждый имеет то, что заслуживает». Значит, такой ребёнок послан вам специально, чтобы вы осознали зачем, для чего вам это и изменили что-то очень важное в себе и в отношениях с окружающими .

Если с дошкольного возраста ребёнок чувствует, что родители уважают его, учитывают его желания, мнения, то тем самым формируется самодостаточная, гармоничная личность, уважающая себя и умеющая уважать других. Вы «посеяли» в своём ребёнке уважение к нему – «вырастет» и уважение к вам, когда он станет взрослым.

Если вы будете придерживаться этих простых правил в воспитании своего сына или дочери, то вы избежите ошибок.

В заключении, информация к размышлению: на 80-85% всё поведение человека определяется его генотипом, т.е. наследственностью («На осинке не растут апельсинки»).