Статьи

     В предыдущих статьях на эту тему, я рассказывал о психологических и социальных причинах проблемы. В этой статье хочу открыть взгляду читательниц биологические причины явления «если сын не любит мать». Девять из десяти психологов не смогут ответить на этот вопрос просто потому, что они этого не знают. Уникальность моей профессии заключается в том, что на биологическую информационную базу (врач) и опыт (врач-психиатр) привита психологическая надстройка (психолог), в результате чего получился «психотерапевт», обладающий знаниями и опытом того, чего с одной стороны, не знают врачи-психиатры, а с другой – не знают психологи с академическим социально-психологическим образованием.

 

     Человек - это существо биопсихосоциальное. Именно  в такой последовательности и необходимо его рассматривать: вначале биологическая основа, затем – психологическое становление, на основе биологических возможностей и только потом – социализация личности, т.е. усвоение человеком социального опыта своего окружения. В той стране, в которой мне было суждено родиться, взрослеть, становиться личностью – в СССР, биологическая составляющая человека как бы опускалась, замалчивалась и гипертрофировалась роль социальной составляющей. Другими словами, - отрицалась определяющая роль наследственности и сильно преувеличивалась роль воспитания, среды, в которой человек находится. В подтверждении такой идеологической направленности приводились труды А.С. Макаренко.

   Антон Семёнович Макаренко создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, заведовал ею восемь лет (1920-1928 гг.), в 1921 году колонии было присвоено имя М.Горького. С 1927 по 1935 гг. Макаренко А.С. был одним из руководителей детской трудовой колонии ОГПУ им. Ф.Дзержинского. Методика Макаренко А.С. включала разные направления воздействия на воспитанников, но определяющими были труд и воспитание коллективом. За все годы успешной и не очень, но однозначно – очень напряжённой работы с несовершеннолетними правонарушителями из колонии и коммуны вышло несколько сотен воспитанников. Некоторые из них очень хорошо социализировались – стали героями Советского Союза, награждены орденами и медалями за высокие достижения в труде. Казалось бы, - вот он способ перевоспитания, который следует применять повсеместно. Но не всё так гладко и хорошо. Не все воспитанники «поддавались» методике Макаренко А.С.. Было много и таких, с которыми талантливый педагог был вынужден расставаться – «изгонять из колонии». Вот цитата из книги Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», глава «ампутация», стр. 172: « В судьбе же Митягина я не сомневался (выделено мною - А.Г.). Ещё с год погуляет на улице, посидит несколько раз в тюрьмах, попадётся в чём-нибудь серьёзном, вышлют его в другой город, а лет через пять-шесть обязательно либо свои зарежут, либо расстреляют по суду. Другой дороги для него не назначено».  «Его (Митягина – А.Г.) движения отличались мягкостью и вкрадчивостью, действительно воровские движения…»(стр.174).

     Давайте проанализируем этот поучительный опыт. Социальные и психологические воздействия на всех было одинаковым, все воспитанники находились в равных условиях естественного эксперимента по перевоспитанию. Во времена Макаренко А.С. и в последующие десятилетия навязывалась и укреплялась в сознании, как отдельной личности, так и широких масс населения такая догма – «любой человек это материал, подобный глине, из которого умелыми воздействиями можно вылепить всё, что угодно». Фраза «человеческий материал» неоднократно употребляется Макаренко в его книге «Педагогическая поэма». Сам Макаренко А.С. верил в эту догму, хотя его близкие единомышленники уже видели противоречия в том  постулате. Вот как он сам пишет об этом. «Возродились старые разговоры о безнадёжности нашей работы, о том, что соцвос с «такими» ребятами невозможен, что это напрасная трата души и энергии.

     - Бросить всё это нужно, - говорил Иван Иванович. – Вот был Карабанов, которым мы даже гордились, пришлось прогнать. Никакой особенной надежды нет и на Волохова, и на Вершнёва, и на Осадчего, и на Таранца, и на многих других. Стоит ли из-за одного Белухина держать колонию?

     Екатерина Григорьевна – и та изменила нашему оптимизму, который раньше делал её первой моей помощницей и другом. Она сближала брови в пристальном раздумье, и результаты раздумья были у неё странные, неожиданные для меня:

     -Вы знаете что? А вдруг мы делаем какую-то страшную ошибку: нет совсем коллектива, понимаете, никакого коллектива, а мы всё говорим о коллективе, мы сами себя просто загипнотизировали собственной мечтой о коллективе.

     -Постойте, - останавливаю её я, как «нет коллектива»? А шестьдесят колонистов, их работа, жизнь, дружба?

    - Это знаете что? Это игра, интересная, может быть талантливая игра. Мы ею увлеклись и ребят увлекли, но это на время. Кажется, уже игра надоела всем, стало скучно, скоро совсем бросят, всё обратится в обыкновенный неудачный детский дом» (стр. 175).

 

     Противоречие это объясняется просто. В понимании человека была утеряна (скорее всего, сознательно опущена) биологическая составляющая. А народная мудрость гласит: «Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит». Благодаря этой биологической основе человека, все люди имеют свой уникальный и неповторимый рисунок на ладонях и пальцах. Свыше 7 млрд. людей сейчас проживает на Земле и более 7 млрд. уникальных отпечатков пальцев. Биологическое в человеке это фенотипическое проявление генотипа. Почему «колонист Митягин» у Макаренко не «перевоспитался»? Потому, что у Митягина его биологическая (наследственная) программа быть вором, а не тружеником, как хотел Макаренко, жить по воровским законам, а не по социалистическим, как пытались его заставить. Ну «не растут апельсины на осине», хоть ты расшибись в лепёшку со своим педагогическим талантом. Вот и «выбраковывал» Макаренко подобных подростков из своего социально-психологического эксперимента. Криминальная направленность личности наследуется точно так же, как математическая, спортивная, музыкальная и т.п. Если у Вашего сына такая наследственная отягощённость, то понятно, почему он вас не любит. Криминальность это агрессия в различных вариациях, а любовь полная противоположность – в любви человек больше отдаёт, чем требует, ему доставляет удовольствие дарить любимому больше, чем брать от него. Слова из песни «ты уходишь к ней, и я желаю тебе: будь счастлив с нею, дорогой!», - вот это истинная и Большая любовь.

      Быть хорошей матерью или отцом это, тоже биология – вырабатываются мозгом определённые химические вещества – есть материнство, а не вырабатываются – нет материнства. Когда я был студентом первого курса и на  лекции по биохимии услышал эту фразу от лектора, был лёгкий шок. Вся последующая практика подтвердила то теоретическое положение. Есть люди, которые не способны любить, и опять же, по биологическим механизмам – их мозг не вырабатывает «гормон любви» в достаточном количестве и всё тут.

     Поэтому, уважаемые женщины, читающие эти строки, взгляните на своего сына с такой точки зрения. Может быть, Вам станет всё понятно.

 

     Биологическая составляющая в человеке это его фундамент, а, как известно, прочность любого сооружения зависит от прочности фундамента. Если биологическая прочность человека низкая, то этот человек легко выводится из равновесия (а значит здоровья) стрессом любого происхождения – словом, действием других людей, магнитной бурей, сменой погоды, недосыпанием, усиленной интеллектуальной нагрузкой и многим другим. В то время, как другие люди, живущие в тех же условиях – сохраняют равновесие. Разница в биологии . Люди знали об этом давно. Например, когда в императорской семье китайской династии Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) становилось известно о беременности высокознатной особы, её, будущую маму, помещали в особые, высококомфортные условия – «райский сад», для вынашивания беременности. В этих условиях, где женщина испытывала только положительные эмоции, происходило биологическое формирование плода, будущего ребёнка, а  в последующем и правителя империи. Эти комфортные условия жизни создавались с одной единственной целью – чтобы биологическая прочность будущего члена семьи была максимальной, а этот параметр определял лучшие условия для правильного, гармоничного психосоциального созревания личности и исключения проблем с психикой и соматическим здоровьем в будущем, спустя много лет после рождения.

     А как вынашивают современные женщины своих детей? Очень далеко от идеала. Например, организм женщины отторгает плод (хроническое невынашивание). Что делают гинекологи – сохраняют беременность препаратами седативными для центральной нервной системы, гормональными лекарственными средствами, а если этого недостаточно, то зашивают шейку матки. Через девять месяцев нитки разрезаются, рождается ребёнок, который девять месяцев подвергался агрессии со стороны  организма матери к плоду. Как вы думаете, будет здоровой психика и организм в целом, если их девять месяцев подвергать уничтожению? Но мама рада, наконец-то долгожданный ребёночек, рады гинекологи, что помогли женщине обрести радость материнства. Но радость эта короткая. Мне пришлось разговаривать с женщинами, которые родили своих детей, кстати, сыновей, таким образом, спустя несколько лет. Я слышал следующие фразы: «Знала бы, что он будет таким, лучше бы не рожала». Был у меня и позитивный опыт в подобной ситуации хронического невынашивания. Женщину привезли из гинекологического отделения, где она больше недели «находилась на сохранении». Её мать настояла на консультации и сеансах у меня. Оказалось, что в далёком бессознательном 24-летней женщины была программа «роды – это очень больно, страшно, не все выдерживают, бывают и умирают в родах». Исходя из этой программы, организм женщины поступал абсолютно правильно – уничтожал того, кто ставил под угрозу здоровье и жизнь хозяйки. Двух сеансов хватило, чтобы переписать программу. Через три дня тонус матки пришёл в норму и женщину выписали домой. Всю беременность выносила в хорошем самочувствии и настроении, в роды пошла с радостью. Ребёнок здоров, сейчас учится на отлично в 6 классе.

     Сейчас пошла мода на перинатальные центры, чтобы помогать выживать тем, кто по определению выжить не должен. Хорошо, рождаемость повысилась, т.е. количественный показатель радует, а как насчёт качественного показателя? Все недоношенные, рождённые с критической массой тела, перенесшие внутриутробную гипоксию это все будущие пациенты неврологов, а затем психиатров и психотерапевтов, причём на многие десятилетия. КПД таких граждан нашей страны будет низким, многим придётся платить пенсию по инвалидности. В чём выиграли? Не с того конца принялись чиновники вытягивать демографическую проблему из болота. Не так её нужно решать. Ну, да ладно, высказал только своё мнение, имею право, хотя, может быть и ошибаюсь. Идём дальше.

     Вы задумывались над тем, почему многие виды птиц преодолевают огромные расстояния с юга на север, чтобы там вывести своё потомство? На юге (субтропики –тропики - экваториальная зона) корма больше, температурные условия комфортнее. Почему бы им там не выводить птенцов? Ответ таков: Если бы перелётные птицы стали выводить своё потомство «на югах», то через 2 – 3 поколения они бы исчезли как вид, так как их потомство стало бы нежизнеспособным. Почему? Потому, что в тёплом климате качество воды отвратительное, а на севере вода отличного качества. Перед кладкой яиц птицы-родители некоторое время пьют талую воду. Сейчас многие знают, что талая вода это живая вода, чистая от энергоинформационного загрязнения. Если учесть, что любой живой организм на 80-85 % состоит из воды, понятно, почему качество воды играет такую решающую роль в здоровье организма, его энергетического состояния.

     Глубокоуважаемый мною академик Е.И Чазов, после длительных  и обширных научных исследований, пришёл к поразительному выводу – « заболеваемость населения Земли на 98 % зависит от качества питьевой воды». Птицы трудов Чазова Е.И. не читали, но поступают именно так, как сказал академик – летят туда, где самая чистая вода, а значит, биологический организм, построенный на высококачественной воде, будет здоровым, сильным, выносливым, способным дать продолжение рода и дальше. Снова биология.

     Сегодня уже несколько стран Европы узаконили однополые браки. Количество гомосексуалистов увеличивается с каждым годом. Гомосексуализм – это диагноз болезненного расстройства, проще – болезнь. Количество больных уже так велико, что они продавили закон в свою пользу. Может наступить такое время, когда гомосексуалистов станет больше, чем людей со здоровой сексуальной ориентацией. Вот тогда будут приняты законы, по которым здоровые люди будут считаться больными, а больные здоровыми. Не дай Бог дожить до такого времени.

     А причины широкого распространения гомосексуализма кроются в биологии. Где впервые стали широко применяться гормональные контрацептивы? В Европе и Северной Америке. Где наибольшее число гомосексуалистов? Там же. Мне известны научные исследования, доказывающие, что даже кратковременное применение половых  гормональных  лекарственных средств приводит к последующему рождению детей с нарушенной сексуальной ориентацией. Так вот именно контрацептивы изменили биологию организма женщины, а рождённые от неё дети получают болезненные расстройства. Если бы женщины после отмены гормональных противозачаточных таблеток выдержали срок до зачатия в полтора года (считается, что это тот срок, в течение которого  организм женщины детородного возраста обновляется полностью), тогда бы риск рождения ребёнка с нарушенной сексуальной ориентацией сводился к минимуму. Но в жизни всё иначе – за пару недель до предполагаемого зачатия прекратила пить гормоны (гормон это белок, несущий информацию) и забеременела, выносила, родила, а через лет 18-20 узнала, что сын или дочь «не такой как все».

     Вот другой пример, но его объединяет с предыдущими то, что биологические причины определяют поведение.  Недавно пришлось консультировать женщину, врача-гинеколога по специальности. Её шокировал поступок 11-летнего сына. Он целенаправленно искалечил котёнка: положил голову котёнка на пол, поставил на голову ножку стула, а сам сел сверху на стул и спокойно наблюдал за мучениями и умиранием животного. Затем, чтобы отвести от себя подозрения в истязании котёнка, он отнёс его к своей дворовой собаке и положил рядом. Котёнка все члены семьи, кроме этого подростка, очень любили, он был ласковым, послушным, им умилялись, его баловали, он нёс радость в семью. Этот же подросток рос крайне эгоистичным, требовал всё внимание только к себе. Когда родилась сестрёнка, то он сильно возмущался её появлением, говорил матери: «Зачем ты её родила? Разве я тебя просил её рожать? Она нам не нужна! Избавься от неё!» Он способен грубо ответить на просьбы, требования горничной, унизить её личное достоинство. В школе он очень стремится к тому, чтобы его похвалили, но учится посредственно, так как ленив. В классе он дезадаптирован, с ним не желают дружить, так как в любой игре он требует подчинения себе, а сам подчиняться не желает. Я сказал матери подростка о том, что у него имеется психическое заболевание, рекомендовал лечение. Объяснил ей, что имеющаяся у её сына болезнь проявляется в минимальных симптомах по расстройству здоровья и максимально проявляется в поражении характера и личности в целом.  «Такие дети, отличаясь эгоизмом и эгоцентризмом, они не способны к сопереживанию, наоборот, стараются причинить страдания, боль окружающим, а иногда обнаруживают явные признаки садизма и жестокости по отношению к людям, животным, птицам». В настоящее время этот подросток представляет потенциальную угрозу для своей малолетней сестры, а в последующем и для матери. Я был удивлён сообщением женщины – врача, что оказывается, она до сих пор спит в одной кровати с ним, одиннадцати летним сыном?! Себе она нашла психологическую защиту – «у него ночные страхи, ему кажется кто-то в комнате». В разговоре со мной о «ночных страхах» было абсолютно ясно, что все его «страхи» выдуманные, адресованы матери, чтобы манипулировать ею. Когда я посоветовал женщине прочитать на моём сайте статьи под названием «если сын не любит мать» - она заплакала, сказав: «Мне кажется, что меня это ожидает». Конечно, ожидает это и более страшное будущее, если она радикально не изменит ситуацию в семье. Через месяц мне стало известно, что сын продолжает спать с матерью, а она настойчиво ищет факты, опровергающие мой диагноз её сыну.

   Так в чём же причина жестокого обращения подростка с беззащитным животным? Каковы биологические причины такого поведения? Сама женщина сообщила мне о причине. Оказывается, что на протяжении всей беременности, до родов, она продолжала оперировать и, естественно, дышала парами сильнодействующих наркотических средств (средств для наркоза), которые оказали токсическое влияние на мозг её плода, будущего сына, вызвав в головном мозге морфологические (органические) изменения, а те, в свою очередь, привели к имеющемуся у него заболеванию. Поведение женщины, тем более – врача, было неадекватным в тот момент: в чём был смысл оперировать до родов, если она могла перейти на амбулаторный приём? Денег в семье достаточно, её можно считать и тогда, и сейчас, полностью обеспеченной. Зная про токсическое влияние на плод наркотических средств, продолжать их вдыхать – это адекватное поведение? У неё много неадекватностей в поступках, которые она не желает замечать. Так, что её проблема намного глубже, чем просто однократный жестокий поступок её сына. Ей нужно начинать с себя, открыто «посмотреть своим проблемам  в глаза», заняться собой в тесном сотрудничестве с психотерапевтом, и параллельно лечить и перевоспитывать сына. Кое-что в нём ещё можно изменить, но через 3-4 года, этой возможности уже не будет. Тогда её может ожидать учесть другой женщины, о которой речь в следующем примере.

    

     В середине 90-х годов, ко мне на консультацию привели подростка 15-16 лет. Основная жалоба матери  - «он стал очень агрессивным ко всем». В разговоре со мной он бравировал свой агрессивностью, его лексикон был напичкан криминальным жаргоном, мимические и пантомимические выражения указывали на то, что он тесно общается с лицами с криминальным прошлым. Он понимал, что своим поведением сильно расстраивает свою мать, но жалости к ней не испытывал.-

   - А что её жалеть? Хочет реветь (т.е. плакать – А.Г.), пусть ревёт, мне – то, что до этого? Это её проблема!

    - А ты её любишь?

    - Нет! (саркастически улыбаясь),

    - А кого ты любишь в этом мире?

    - Никого (эмоционально холодно, отрешённо).

   Вот она, проблема, обозначенная в заголовке статьи. Теперь анализ причинно-следственных связей в описанной ситуации и, что с этим делать. Во-первых, на той консультации я сказал женщине, что у её сына тяжёлое психическое заболевание, его нужно, не откладывая, лечить в условиях психиатрической больницы.

   Теперь расскажу об истории жизни того подростка. На момент написания этой статьи мне неизвестно, что с ним дальше стало и жив ли он.

   Супружеская пара, отчаявшись родить своего ребёнка, решила взять его из детского дома. Приглянулся мальчик лет 2,5  «хорошенький, с большими голубыми глазами…Он так смотрел на нас, что сразу запал нам в души. Мы решили взять именно его. Но сотрудники детдома отговаривали нас, говорили, что у него плохая наследственность: мать больна шизофренией, родила его в психиатрической больнице, где находится без выписки уже несколько лет, а отец, как будто, наркоман, неоднократно судимый». Усыновителей эта информация не насторожила: «Причём здесь наследственность, мы создадим ему самые лучшие социальные и психологические условия, и вы увидите, как из этого обаятельного крохи вырастет прекрасный, умный мужчина, наш сын, наша гордость и опора в старости!» Сказано – сделано. Мальчик уехал в новую семью, где мама – заслуженный учитель РФ, папа – слесарь-механик,- «золотые руки». Вся последующая дошкольная и школьная жизнь его проходила в психологически комфортной обстановке. Играл с учительскими детьми. Практически каждое лето семья выезжала на отдых, мальчик побывал в нескольких культурных центрах страны, отдыхал на море, видел много красивого, так как мать, видимо, помня о предупреждении в детдоме, прививала сыну интерес к прекрасному. О таких условиях жизни могут мечтать многие дети. В начальной школе сын учился на «отлично», в 5-7 классах, был «хорошистом», занимался спортом, выступал за честь школы. С 8 класса стали появляться «тройки». Еще позднее – «3» и «2», отказывался учиться, несмотря на запреты родителей, увлечённо общался с малолетними правонарушителями и более старшими, имевшими опыт пребывания в колониях. Стал эмоционально безразличным к нуждам родителей, их болезням, высказывал мысли, которые были пугающими, либо непонятными для родителей. «Ребёнка словно подменили, мы не узнаём его,… в нём сейчас нет ничего от нашего прежнего любимого сына, это какой-то монстр, чудовище».  Увлёкся идеями нацизма, повсюду рисовал свастики, в комнате повесил потрет Гитлера. Срывал уроки в школе, с учителями вёл себя цинично, хамил, дрался с одноклассниками, называя их либо «лохами», либо «козлами». Не исключили его из школы только по причине жалости к матери-коллеге.

     К моему заключению и рекомендации мать подростка не прислушалась, – «Не какой он не псих, чтобы его в психушку уложить, просто такой трудный переходный возраст». Вскоре мне стало известно, что этот подросток находится под следствием по причине избиения учителя. Вначале был условный срок. Ещё через некоторое время, за второе преступление он уходит в колонию на два года. После возвращения из колонии, в течение первого же месяца, совершает убийство с особой жестокостью сотрудника уголовного розыска, который задерживал его при совершении второго преступления. Теперь срок лишения свободы уже серьёзный. Вот такая печальная история.

   Маленький эпизод из этой истории, имеющий отношение к теме данной статьи убедительно показывает, что эмоциональная холодность к матери являлась следствием заболевания сына. Ошибка матери в том, что нужно было начать лечение сына при самых первых проявлениях его болезни (они определялись уже в пятом классе). Плохую службу сослужила профессия учителя. Учителя это особый склад личностей, имеющий одно общее свойство – неумение слушать и слышать других, чрезмерная уверенность в правильности своих убеждений и поступков, нежелание признавать свои ошибки и что-либо менять в себе (в других – всегда, пожалуйста, а в себе – ни за что). Это называется профессиональная деформация личности. В моей практике было мало учителей на психотерапии (они же не считают нужным слушать кого-то, кто будет указывать им на их дефекты), а те, что приходили – работать с ними было очень трудно. Девиз многих из них был «Я всё знаю, не надо меня учить!»

   Если вернутся к примеру: Можно ли было как-то помочь подростку, чтобы изменить его будущее? Шансы были. Кардинально поменять наследственность по шизофрении и криминальности, конечно же – нет. Но удержать парня от прогрессирования заболевания, именно заболевание определяло его агрессивность к миру, от совершения преступлений – уверенно говорю – можно. Возможно, если бы на месте его матери оказалась другая женщина, не такая упрямая и авторитарная, скорее всего сегодня бы его жизнь была совсем другой.

 

     Я задал фразу, вынесенную в заголовок статьи, в поисковике и открылось 3 млн. страниц. Зашёл на некоторые сайты и почитал рекомендации психологов.   За всеми историями я находил биологические причины, а значит, и решать вопрос нужно в биологической плоскости. А некоторые психологи рекомендовали решать вопрос либо в социальной плоскости, либо в психологической. Это подобно тому, как если бы к автомеханику  обратился владелец авто с проблемой «заглох двигатель и не заводится», а «автомеханик» посоветовал подкачать шины или перекрасить автомобиль, чтобы решить проблему.

    

     Решение любого вопроса, с которым обращаются за психотерапевтической помощью, должно идти в такой последовательности: биология – психология – социум. Объясню почему. Организм человека представляет собой саморегулирующуюся систему, т.е. такую систему, которая очень хорошо умеет самостоятельно (без сознательного участия) восстанавливать нарушенное равновесие. Стремление к равновесию (читайте – к гармонии) – основной закон микромира и макромира, т.е. это основной закон мироздания. Равновесие в нашем организме это здоровье, удовлетворённость собой, жизнью, миром, в котором живу. Психика это инструмент, регулирующий взаимодействие, с одной стороны, всех органов и систем как слаженного оркестра. А с другой стороны, психика устанавливает взаимодействие организма с окружающим миром. В норме, возможности психики настолько огромны, что она вытягивает организм из любого дисбаланса. Я встречал людей, потерявших своего ребёнка. Одни смогли пережить горе, т.е. их психика восстановила равновесие между личностью и миром, а другие продолжали жить в горе, несмотря на интенсивное лечение (читайте – помощь со стороны). Разница в том, что у вторых, резервов их психики не хватает, чтобы восстановить равновесие. А почему не хватает? Потому, что у них головной мозг подвергся повреждениям на очень ранних этапах жизнедеятельности и эти органические повреждения резко уменьшили возможности психики к саморегуляции.  Есть медицинский термин «минимальная мозговая дисфункция – ММД». Этот термин часто используют как диагноз у детей. ММД это следствие органического повреждения головного мозга на ранних этапах его развития – в период беременности, в родах, в первые 1-1,5 года жизни после рождения. Органические повреждения это изменения строения и функционирования самих нейронов, клеток глии (клетки вокруг нейронов, выполняющие разностороннюю функцию, но преимущественно питательную), сосудов, подходящих к нейронам и т.п. органические повреждения можно увидеть с помощью электронного микроскопа  (при увеличении в миллионы раз) в экспериментах на животных. У живого организма увидеть морфологические изменения очень сложно, порой, - невозможно, если они минимальные. Грубые же повреждения определяются, но тогда речь идёт об «энцефалопатии», а не о ММД. В современных условиях жизни 8-9 детей из 10, случайно выбранных, имеют ММД.  Я перечислю лишь несколько причин из большого списка, которые приводят к ММД: токсикоз беременных; нарушения мозгового кровообращения плода; внутриутробная инфекция; многоплодие; аномалия развития плода; резус-конфликт; внутриутробная интоксикация; патологические роды, недоношенная и переношенная беременность; преждевременные роды; Кесарево сечение в сочетании с инфекцией; гемолитическая желтуха; осложнения вакцинации; дизентерия, пневмония, частые ангины в раннем детстве.

 

     Какое отношение имеет всё сказанное к названию статьи? Самое прямое. Если мать каким-то своим поступком обидела своего сына, то здоровая психика нейтрализует обиду спустя некоторое время и вернёт эмоционально – комфортное состояние. А психика, имеющая органические повреждения, не сможет восстановить физиологическое равновесие. Такие сыновья будут помнить и носить в себе обиду годы и десятилетия, а возможно и всю жизнь. Без специального медицинского вмешательства вывести юношу – взрослого мужчину из обиды/неприязни/ненависти к матери не представляется возможным.

 

     Теперь, вам, уважаемые читательницы понятно «почему?», как и понятно «что делать?». Ищите хорошего психотерапевта, если сын ещё захочет изменить своё отношение к Вам, и лечите его чувства. Только психотерапия (из медицинских специальностей) способна изменить ненависть, неприязнь на, хотя бы спокойное безразличие, а дальше, через некоторое время – на понимание – неосуждение – принятие. А это уже совсем другие отношения. Если же сын категорически против любой терапии, - настойчиво советую – займитесь собой. Пройдите личную психотерапию, в вашей душе большое количество противоречий, совершённых ошибок, разногласий с самой собой. Изменитесь Вы – изменится и Мир вокруг Вас, а сын это частица Мира. Сейчас вы не верите в это. Но если Вы хоть немного поверили мне, я Вам говорю, что истинно то, что я Вам советую. Ещё раз прочтите эпиграф на главной странице моего сайта. Эти слова – это то, что происходит в моём кабинете каждый день. И каждый день многие убеждаются в истинности этих слов. Помните, во что верите – то и имеете