Статьи

Приветствую всех своих читателей! Год тому назад, в статье «Врач лечит, а излечивает Бог», я пообещал вам, мои уважаемые читатели, что напишу статью на эту тему, что она давно созрела в моём сознании. Выполняю своё обещание и делюсь с вами своими размышлениями о том, что, с моей точки зрения, нужно изменить в подготовке врачей, их работе, чтобы мы все были удовлетворены результатами обращения к врачу.

Давайте, спросим себя: « Какого врача я назову «хороший врач»?». Ответ даст каждый.

Во-первых, это умный врач; во- вторых, - хорошо знающий свою специальность; в третьих, это высоко нравственный,  внимательный, ответственный, сопереживающий, эмоционально выдержанный (волевой), доброжелательный, ведущий трезвый и здоровый образ жизни; в четвёртых, - опытный.

Мы можем провести  с вами социологический опрос и, наверняка, получим подобные ответы от 100% респондентов.

В далеком 1984 году, примерно, в марте-апреле, я сидел на лекции в ярусном зале своего медицинского ВУЗа, где рядом сидели мои однокурсники. Лекция читалась всему курсу, а не потоку (половине курса) и в зале было около 350 будущих врачей, которые через два месяца сдадут госэкзамены и  получат диплом врача. Почему-то, мне пришла такая мысль: «Вот здесь сидят почти готовых 350 врачей разных специальностей. Шесть лет я проучился с ними вместе. За эти шесть лет многих знал очень хорошо, так как жил с ними в общежитии, работал в стройотрядах, два месяца в одной казарме на военных сборах после пятого курса, кого-то знал похуже, но общее впечатление о каждом у меня имелось. Я спросил себя – к кому из сидящих в зале, я бы доверил жизнь и здоровье своих родителей, своих будущих детей, жену. Я стал осматривать всех своих сокурсников и пришёл к выводу, что примерно к двадцати – тридцати будущим врачам я точно бы доверил и доверился сам. Оставшиеся 320 как же? Они же будут такими же врачами, как и те 30, которых я избрал, как «хороших врачей»? Вот тогда мне и пришла идея, что не каждый может стать врачом. Должен быть профессиональный отбор перед поступлением в медицинский ВУЗ. Существуют же подобные отборы среди желающих приобрести другие профессии. Не каждый может стать лётчиком, космонавтом подводником, водолазом и др.»  Прошло с той лекции 36 лет. А идея эта ни куда не исчезла, более того, она укрепилась и стала твёрдым убеждением.

Вернёмся к критериям «хорошего врача», которые мы с вами обсудили. Первое – ум, интеллект. Это понятие врождённое. Кто-нибудь проверяет абитуриентов медицинских ВУЗов на его интеллект? Нет. Проверяются баллы по ЕГЭ. Раньше, на вступительных экзаменах, проверялись знания по четырём школьным предметам. Проверялись и проверяются знания. Знания и интеллект – не одно и то же. Например, средний уровень интеллекта, или ниже среднего, а человек заучил, просто механически запомнил, т.е., «вызубрил» и получил хорошую отметку.

Второй критерий это знания по профессии и узкой специальности. Во время моего обучения  каждую «двойку» на семинарских (теоретико - практических) занятиях,  каждый пропуск такого занятия нужно было «отрабатывать», т.е. выучить тему и убедить преподавателя, что ты её знаешь. К экзаменам допускались только те, кто без задолженностей, остальные отчислялись из ВУЗа, как и те, кто не сдал какой-либо экзамен в сессию. Сейчас, мне рассказывают сами студенты медвузов, их родители, что некоторые студенты могут много пропустить занятий, но в сессию их допускают и экзамены они «умудряются» сдавать на «отлично». Купюры всё решают. А знаний по предметам нет. Они получат диплом врача и будут «лечить» или калечить.

Третий и самый главный критерий это личностные особенности врача. И тогда, и сейчас их никто не берёт во внимание. Везде декларируется, что самой высшей ценностью является жизнь и здоровье человека. На деле получается, что к этой самой большой ценности на Земле допускают всех желающих. Наркоманов, алкоголиков (среди выпускников медвузов есть и такие, они тот же социальный срез – сколько в молодёжном населении % поражённых этой заразой, столько же и в медвузе, потому, как ни каких надёжных барьеров, фильтров на пути этой заразе в студенческую среду нет), психопатических личностей, бессовестных, озлобленных, беспринципных – всех допускают к самому ценному – хочешь? Иди лечи, оперируй, принимай роды. (?!!) Не должно такого быть, моё мнение. Перед поступлением в медицинский ВУЗ, равно как и в колледж, нужно проводить психологический профессиональный отбор. Подходишь по своим личностным качествам, по своему интеллекту для работы в медицине – проходи на следующий этап сдачи экзаменов. Не подходишь – поищи себе другую профессию. Но ведь, всё же просто и логично. Психологические тесты это не проблема. Многие уже существуют и прекрасно работают. Этот вопрос профотбора легко решаемый технически и не требующий больших финансовых затрат. Если бы его применили – какой колоссальный выигрыш был бы у населения планеты (ни в одной стране нет подобных профотборов в медицину)! Показатели здоровья населения и продолжительности жизни значительно бы увеличились.

Четвёртый критерий – опыт. Это понятие наживное.     

«Если после разговора с врачом пациенту не стало лучше, то это не врач», - В.М. Бехтерев. В этом высказывании великого психиатра, психотерапевта указывается именно на личностные особенности врача.

Трудно найти хорошего сантехника, электрика, юриста, учителя, врача. Я желаю вам, мои уважаемые читатели, чтобы вам повезло и вы нашли хорошего врача, когда в нём возникнет необходимость. Будьте здоровы и берегите своих близких!

07.02.2021.