Статьи

Если ребёнок не хочет учиться.

Последней инстанцией, к которой обращаются родители, когда ребёнок отказывается учиться, это психотерапевт. Неспособность или нежелание ребёнка выполнять домашние задания стало распространённой проблемой. Поэтому, данная статья может помочь родителям осознать причины этого явления и укажет им на их алгоритм дальнейших действий.

Вначале, рассмотрим эту проблему для ученика начальной школы. В норме, при правильном воспитании в семье и психическом здоровье ребёнка, он желает учиться в школе. Об этом заявляют сами дети в возрасте 6 – 6,5 лет. Это же утверждает и педагогика. Старшему дошкольнику свойственно иметь потребность взрослеть. Дети хотят быть старше, чем они есть. Эта потребность во взрослении является движущей силой их развития.

Значит, если ребёнок 7 – 8 лет отказывается учиться, нужно думать о трёх причинах этого отказа:

1) ребёнок не правильно воспитывается  и у него не сформированы основы трудолюбия, ответственности, дисциплинированности; он не знает слово «надо»;

2) ребёнок имеет психическое заболевание, проявляющееся либо в задержке психического развития (интеллектуальной недостаточности), либо в эмоциональной неустойчивости (выраженные колебания настроения, приступы плохого настроения – дисфории), расстройствах сна, концентрации и объёма внимания, неусидчивости, неадекватной обидчивости, застреваемости на малейших отрицательных эмоциях, низком волевом контроле своего поведения; либо и то и другое одновременно (зпр + психические расстройства);

3) ребёнок и болен, и неправильно воспитывается.  

Когда я указываю родителям, на какую – либо из причин, почти всегда сталкиваюсь с протестной реакцией. Ни кому не хочется осознавать, что ребёнок неправильно воспитывается, а, значит, я плохой родитель. Тем более, неприятно, страшно осознать, что у моего ребёнка психическое заболевание. Тридцать лет тому назад я работал консультантом в подростковом отделении на базе наркологического отделения, в классе «выравнивания», для детей с задержками психического развития, в центре помощи семье и детям, созданным для психолого-педагогической коррекции «трудных» детей и подростков. Часто осматривал детей в детском отделении психиатрической больницы. Я был осведомлён о заболеваемости (распространённости) психическими расстройствами детей и подростков  в масштабах одного региона.  Сейчас количество больных детей и подростков увеличилось в разы. Страшно, не хочется, но надо родителям свыкаться с фактом, что психические расстройства среди детей и подростков сейчас распространены, а дальше их будет ещё больше (прочитайте статью «кричащий ребёнок»). Я предполагаю, что в каждом школьном классе 25- 40% детей имеют психические расстройства, из них, у 5-10% они проявляются явно, когда не нужны психиатрические знания, чтобы это понять.

Рассмотрим первую причину нежелания ребёнка учиться в начальной школе. Потребность во взрослении «спит», когда все «хочу» ребёнка  удовлетворяются. Зачем взрослеть, если в детстве так хорошо. Взрослеть – значит становиться самостоятельным, ответственным, надеяться на себя и самому удовлетворять свои потребности, а значит, надо трудиться. Трудиться - это прикладывать усилия, заставлять себя делать то, что не нравится, но нужно. Учёба это труд и ведущая деятельность в школьном возрасте. «Компьютерные игры – вот это удовольствие!» - думает младший школьник, ими он готов заниматься хоть целыми днями. «Зачем выполнять какие-то уроки, зачем они вообще, нужны, не хочу, и не буду». А родители беспомощны что-либо изменить, потому что у них нет рычагов воздействия на своего избалованного ребёнка. Они уже упустили возможности их сформировать. Выход один – делать уроки вместе с ним и за него, с первого и по одиннадцатый класс. Либо платить репетиторам, таким образом, переложив ответственность с себя на репетитора: «Я вам деньги плачу, чтобы у моего сына (дочери) была хорошая успеваемость». Этот вариант ещё более худший с позиции воспитательного воздействия на ребёнка. Обучение в школе по разным предметам нужно для всестороннего развития личности ребёнка. Одни предметы развивают память, другие мышление, третьи – внимание, четвёртые волю, пятые ловкость движений, шестые бытовые навыки. Есть предметы, формирующие патриотические убеждения. Есть такие, которые учат мыслить самостоятельно и творчески. И так далее. Разные предметы и разные темы уроков – это всё инструменты для развития личности. Ученик, отказывающийся учиться, не развивается, как личность. Он затормаживается в своём развитии. Когда родители покупают его обучение, они потакают ему в его желании зафиксировать его инфантильность. Правильное исправление проблемы это изменить свои подходы к воспитанию ребёнка. Неправильное воспитание заменить правильным. Как? Покупайте книги по воспитанию и читайте, изучайте, применяйте полученные знания на практике. Неоднократно сталкивался с такой ситуацией: вижу педагогическую запущенность у ребёнка, рекомендую свою книгу по воспитанию и в ответ слышу, что, мол, «сами с усами», не надо нам ни каких книг, без них воспитаем. Другие говорят, что «наши родители книг не читали, а нас воспитали нормально, вот и мы обойдёмся без ваших книг».

Обсудим и это расхожее убеждение. В любой деятельности есть профессионалы высокого класса, есть «середнячки» - те, кто добиваются вполне нормальных результатов, и есть те, кто лучше бы не занимались этой деятельностью. Отчего зависит такое различие? От таланта (генетической предрасположенности к конкретной деятельности) и труда, потраченного на освоение этой деятельностью. Часто труд является интеллектуальным, когда человек много изучает по своей деятельности. Знания первичны. Не получив знаний, нельзя быть успешным в какой-либо деятельности. Например, А.И. Покрышкин, мечтая освоить профессию летчика, настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Он стал лётчиком – асом. А если бы он размышлял подобно некоторым родителям, с которыми я разговаривал, он бы, наверное, сказал: «Зачем какие-то книжки читать. Надо летать, летать и станешь высококлассным лётчиком». В его профессиональной деятельности, относящейся к манипулятивным видам, в которых успех приходит через тренировки в манипуляциях (упражнениях), он пошёл правильным путём – приобретал, накапливал и прочно усваивал знания по выбранной деятельности. Потому, что он был умным человеком. Все профессионалы высокого класса в своей деятельности это умные и  высокотрудолюбивые люди. Когда их товарищи отдыхали и развлекались, они занимались самоподготовкой, изучали теорию того, чем им предстоит заниматься.  

«Наши родители книжек по воспитанию не читали…» Так они и мобильными телефонами не пользовались, про интернет ничего не слышали и ещё много чего другого, чем мы занимаемся в нашей жизни, не занимались. Тогда и вы отложите в сторону всё то, что является непременным атрибутом современной жизни, что улучшает жизнь, делает её более комфортной. В те недалёкие времена, когда человек покупал новые «Жигули» или «Москвич», ему не давали, как сейчас, при покупке современного автомобиля пухлое руководство по эксплуатации автомобиля. Сейчас, автомобили стали в разы сложнее тех и чтобы правильно их эксплуатировать, надо изучать руководство. Жизнь стала сложнее. Комфортнее, но сложнее. Взаимоотношения между людьми стали сложнее. Детям предстоит жить в этом усложнившемся мире. Задача родителей подготовить их к этой жизни через правильное воспитание. Следовательно, если ваш ребёнок отказывается учиться по причине вашего неправильного его воспитания – садитесь за изучение хороших книг по воспитанию ребёнка, переосмысливайте всё, что вы неправильно сделали и займитесь его перевоспитанием.

Если ваш ребёнок отказывается учиться по причине заболевания – ищите врача - психотерапевта (не психолога, психолог не врач) и лечите ребёнка. Свежий пример: Вчера на первый контрольный осмотр, через две недели от начала лечения, приехали мой 8-летний пациент и его мама. С её слов: «Он стал стихи сочинять, музыку писать. На кольцах и шведской стенке стал заниматься, чем сильно обрадовал  папу. Теперь наш папа стал сторонником лечения, а был противником. Теперь, осталось ещё бабушку (мать отца) убедить, что её внуку нужно лечение, а то она ярая противница этого, но она и не видела всех его истерик с учёбой, всей той грязи в тетрадях, где ничего не прочитать. Буквы ещё большие в тетради, но почерк стал лучше, ровнее. Теперь он спокойно, без истерик, соглашается переписать текст». Такие результаты всего за две недели лечения!

Уважаемые родители, вы несёте моральную ответственность за будущее своего ребёнка. Оно зависит от вашего решения. Ваша ошибка (чаще из-за гордыни вашей) крайне негативно отразится на судьбе вашего ребёнка. Ретроспективно, я проанализировал жизни многих моих знакомых, ровесников, приятелей, которых я знал с детства. Сейчас, в силу профессиональных знаний и опыта, я могу дать оценку тем из них, кто был неправильно воспитан. Все они имеют, а многие уже имели (их давно нет в живых) тяжёлые судьбы, несложившиеся жизни, большинство стали алкоголиками, многие прошли через тюрьмы. Кто виноват? Родители. Бог даёт нам на воспитание ребёнка с пластичной психикой, чтобы мы могли использовать эту пластичность для правильного формирования личности, характера. Каков характер, такова и судьба. Многие, очень многие молодые родители совершают непростительную ошибку – они не занимаются воспитанием своего ребёнка. Они его содержат, но не воспитывают правильно. Они оставляют ребёнка на кого-либо, чтобы ночь «потусить» в ночном клубе, они нанимают нянь, чтобы ребёнок не мешал им жить свободной (не обременённой ребёнком) жизнью. А потом удивляются и раздражаются, почему это их ребёнок отказывается учиться в школе, делать домашние задания. Что посеяли, уважаемые, то и пожинаете. Но это только цветочки, ягодки (ваши слёзы, размером с пригоршню) ещё впереди. Иногда, что-то исправить бывает уже поздно. Например, заболевание психики исправить никогда не поздно, а вот с воспитанием, как раз нужно успевать, пока открыты окна возможностей (сенситивные периоды). Упустили эту возможность и ваш «поезд ушёл». Об этом я подробно рассказал в 7 главе, части первой своей книги.