Статьи

Все люди, от маленького ребёнка до убелённого сединами пожилого человека, в течение своей жизни многократно переживали личностный конфликт. Одни личностные конфликты бесследно проходили. Другие приводили к серьёзным изменениям в жизни личности. Третьи – заканчивались тяжёлыми заболеваниями или смертью личности и человека, как биологического существа. В этой статье поговорим о том, что такое личностный конфликт, как он возникает, каковы его проявления и исходы. В завершении статьи обязательно обсудим методы профилактики и коррекции личностного конфликта.

Личностный конфликт -  это конфликт внутри личности. Межличностные конфликты могут порождать личностный конфликт, а могут не порождать. Личностный конфликт возникает всегда, когда ожидания личности не оправдываются, т.е. не сбываются. Когда ожидаешь чего-то, а получаешь другое, чего не ожидал – вот тогда и возникает личностный конфликт. Пример личностного конфликта. Человек А оказал человеку Б какую-то помощь, услугу, но очень существенную, без которой жизнь Б стала бы совершенно другой, значительно хуже. Например, Б грозила тюрьма или утрата жилья, или автомобиля, или смерть близкого человека. В результате помощи А не произошло драматического (трагического) события в жизни Б. Прошло некоторое время, теперь А обратился к Б за помощью, ожидая, что Б будет к нему таким же доброжелательным, отзывчивым, благородным и благодарным,  каким в свое время А был по отношению к Б.  Однако, Б отнёсся к А холодно, безразлично и отказал в просьбе. У А возник выраженный личностный конфликт потому, что его ожидания относительно Б грубо нарушились. Это пример универсально-схематический. Далее приведу конкретные примеры из жизни. В этих примерах я был либо наблюдателем, либо активным участником описываемых событий.

Пример 1. Юноша, студент, обучавшийся у меня на педагога начальных классов. Личность высоко тревожная, напряжённая, переживательная, с низким волевым контролем своего поведения. Учился на «хорошо», но с большим напряжением своих способностей. Дружил с одногруппницей, чувствовалось, что оба любили друг друга. Полгода назад (до описываемого события) похоронил мать. Она болела тяжёлым хроническим заболеванием на протяжении нескольких лет. В тот злополучный день я вёл у его группы семинар по психологии. По теме занятия все учащиеся написали о своей мечте. Светлые, реальные мечты были отражены и в работе этого юноши. Он мечтал о свадьбе со своей любимой девушкой, о дочери и сыне, о доме на берегу моря. Через полтора часа после занятия мы были шокированы известием. Оказалось, что Е. убежал домой с занятий по музыке, достал из оружейного сейфа карабин отца и выстрелил себе в голову. Как выяснилось позднее, в промежутке между занятием по психологии и музыкой у Е. состоялся разговор с женщиной (педагогом того же учреждения), в ходе которого он узнал, что его папа давно встречается с этой женщиной и они собираются пожениться. Отношения между ними возникли задолго до смерти его мамы. Е. не мог поверить в услышанное, так как папа был для него образцом порядочности и Е. верил, что папа любил свою жену. Полученная новая информация вступила в противоречия с его ожиданиями, установками относительно отца и отношений отца и матери. У Е, возник выраженный личностный конфликт, который нарушил его сознание (произошло сужение сознания на психотравмирующем известии) по типу физиологического аффекта и, вследствие этого, произошло принятие решения о бессмысленности дальнейшей жизни, которое реализовалось в суицидальном поведении. Даже любовь к девушке не смогла его удержать от задуманного, настолько сильным был личностный конфликт.

Пример 2. Женщина, учитель физкультуры в сельской школе. Замужняя, имевшая троих детей. Муж работал в той же школе. Был свой дом, автомобиль, денег хватало, работа любимая и стабильная. У неё были все основания считать, что её жизнь удалась. Ученики её любили. Вместе они выезжали на разные спортивные соревнования, часто одерживали победы. Она считала себя счастливой женщиной. «Громом среди ясного неба» для неё оказалась информация о том, что её муж и её лучшая подруга уже несколько лет являются любовниками. Ожидания, что муж ей верен, что у неё хорошая, примерная семья вошли в противоречия с реальностью. Она очень болезненно переживала личностный конфликт, а через пару месяцев почувствовала болезненное уплотнение в молочной железе. Обследование выявило рак молочной железы. Операция по удалению молочной железы, реабилитация. Муж извинялся, раскаивался в измене, разорвал отношения с любовницей. Постепенно жизнь в этой семье вошла в обычный ритм, но уже без прежнего ощущения счастья и спокойствия.

Пример 3. Мужчина средних лет, водитель на автотранспортном предприятии. Его жена работала начальником отдела кадров на этом же предприятии. Он часто в солидоле, мазуте под автомобилем. Она всегда выглядела хорошо, одевалась со вкусом (должность обязывала). Он её тихо ревновал, но поводов для ревности она не давала, была порядочной и нравственной женщиной. Жили стабильно, обеспеченно, умели радоваться жизни и успехам своих сыновей. Однажды на предприятии поменялся руководитель. Пришёл молодой, видный, статный мужчина, вокруг которого всегда много претенденток на близкие с ним отношения. По работе жена этого мужчины была вынуждена ездить в командировки на чёрной «Волге» с этим руководителем-мачо. Водители в гараже  стали открыто насмехаться над Ф.П.. «Смотри, опять он твою повёз ….., а ты лось крути гайки». Ф.П. как мог, огрызался на ехидства, но реальность была реальностью – его жена, действительно, сейчас где-то с этим донжуаном и неизвестно,  чем они там занимаются, может, мужики и правду говорят, а он не верит. Личностный конфликт у Ф.П. был в том, что он хотел верить жене и не мог. Его ожидания, что жена ему верна, разбивались о факты её поездок с мужчиной, «перед которым ни одна женщина не устоит». У Ф.П. возникла язва в желудке. Он её лечил. Она зарубцовывалась, но вскоре появлялась новая. Он болел около двух лет, пока не сменился руководитель предприятия. Тот молодой ушёл на повышение, а на смену ему пришёл мужчина пенсионного возраста, болезненный, невзрачный, не имевший ни малейшего интереса к женщинам. Личностный конфликт у Ф.П. исчез. Хотя он уверен, что нашёл народное чудодейственное средство и именно им вылечил свою язву желудка.

Пример 4. Женщина пришла ко мне на консультацию по поводу своего сына – подростка. Она жаловалась на него, что он совершенно не слушается ни её, ни отца, не желает учиться, дерзит учителям, проявляет к ним агрессию. Женщина не исключала, что сын употребляет наркотики. Табак курил открыто. Алкоголем злоупотреблял. Мне была известна история жизни этой семьи, так как несколько лет тому назад я проводил психотерапию с её сыном, тогда учеником третьего или четвёртого класса. На психотерапию его тогда привёл  отец.  Он же мне поведал, что жена бросила их и уехала в другой город к любовнику. Мальчик очень тяжело переживал предательство своей матери. Тогда его личностный конфликт вылился в невротическое состояние, которое я и лечил. Через год мать вернулась домой. Ещё через полгода, она вновь уехала жить к другому мужчине. Спустя год позвонила своему мужу, сказала, что она беременная от другого мужчины, но если он не против, то она хотела бы вернуться домой. Он был не против и согласился записать будущего ребёнка на себя и стать для него хорошим отцом. Она вернулась. Родила второго ребёнка. Потом ещё одного. Сейчас в этой семье трое детей. Я объяснил женщине, что у её старшего сына выраженный личностный конфликт, который в этот раз проявляется в оппозиционном поведении, в психопатизации личности, наркотизации, как реакции протеста против матери и отца. Он хотел бы любить маму и папу, но не может. Он их обоих ненавидит. Мать за предательства и аморальность, а отца – за «амёбность», беспринципность. Ожидания, что мама и папа должны быть хорошими и любить своего сына (его) не совпадают с реальностью.

Пример 5. Девушка после окончания средней школы приехала в областной центр, чтобы поступить в педагогический институт. До этого поступления она жила в небольшом посёлке с очень тихим, размеренным укладом жизни. Она была очень домашней девочкой. Когда её одноклассницы бежали вечером на танцы в клуб, она предпочитала остаться дома с родителями, почитать книгу, повязать, посмотреть телепередачу. Родителей это очень радовало. Они были спокойны за неё, так как она всегда была дома. Она с детства сторонилась шумных компаний, внешкольных мероприятий. Была застенчивой. В городе она поселилась в общежитии, в комнате на четырёх абитуриенток. Однажды, придя с лекции (подготовительные курсы), она обнаружила, что её постели нет. Соседка – абитуриентка сдала коменданту постель Н. Почему не свою, мне тогда было не совсем понятно. Н. расплакалась, сильно испугавшись за утраченную чужую постель. Соседки её успокаивали. Говорили, что можно пойти к коменданту и объяснить ситуацию, что можно пойти на переговорный пункт, позвонить родителям и попросить либо денег на новую постель, либо привезти постель из дома. Однако, Н. плакала и плакала, ничто её не успокаивало. Затем она замолчала и смотрела в одну точку, не мигая. Взгляд был как «стеклянный». Соседки по комнате поняли, что с Н. происходит что-то страшное, и вызвали «скорую помощь». Девушку увезли в психиатрическую больницу, где она лечилась около полугода.

Пример 6. Супружеская пара, две дочери, одна дошкольница, вторая обучалась в начальной школе. Внешне вполне благополучная и счастливая семья. Однако это внешнее впечатление было обманчивым. Моё профессиональное внимание к мелочам в поступках людей уловило, что женщина очень часто стирает вещи. Два – три раза в неделю она что-либо стирала. Мужчина ежедневно и по несколько часов тренировался в спортзале, занимался «бодибилдингом»,  выглядел как Геракл. Мы жили тогда в соседях. Кроме основной работы, я ещё подрабатывал на полставки сексопатологом. Естественно, про мою подработку мои соседи знали. Однажды я зашёл к ним по какому-то вопросу. Хозяина семьи не было дома. Хозяйка, как обычно стирала, работали две стиральные машины. Я поинтересовался у неё про частую стирку. И тут «её прорвало». Она предложила пройти в комнату и поговорить. Она рассказала, что уже достаточно длительное время у них с мужем полный разлад в семье, который они скрывают от других. Причина разлада – сексуальная дисгармония. У мужа ускоренное семяизвержение. По этой причине нормального секса нет давно и у неё сформировалась стойкая неприязнь к сексу. Когда она выкручивала мокрое бельё руками (стиральные машины автоматы тогда были редкостью), то после стирки ей становилось спокойнее, напряжение спадало. Он же снимал своё напряжение, работая с отягощениями в спортзале. Чем сильнее напряжение – тем интенсивнее она стирала, а он поднимал гири.

Пример 7. Женщина убежала от мужа алкоголика и тирана с дочерью и сыном после очередного её избиения мужем в алкогольном беспамятстве. Сыну было около трёх лет, дочери – восемь или девять. Когда сыну было тринадцать лет, он заявил матери, что хочет уехать жить к отцу. Она пришла ко мне на консультацию с вопросом, как ей поступить. (Эту историю я уже описывал то ли в статье, то ли в одной из глав книги). Я рекомендовал ей отвезти сына к отцу. Именно так она и поступила, а вернувшись, пришла ко мне на лечение по поводу невротического состояния. Она не могла спать, есть, работать, часто болела голова, артериальное давление колебалось вверх – вниз, постоянно плакала, сознание было заполнено «мысленной жвачкой». Её ЛК был в нарушении ожиданий относительно сына. Она ожидала, что когда сын подрастёт, то поблагодарит маму за воспитание, за то, что спасла его от психически больного отца, который угрожал убийством ему и его сестре, считая их рождёнными от других мужчин. А сын подрос и захотел жить с отцом. В результате лечения её здоровье полностью восстановилось. Через девять месяцев сын вернулся к матери, просил прощение «за предательство». На протяжении всей последующей жизни никого дороже мамы для него не было.  

Пример 8. Молодой мужчина вернулся из армии, где пришлось ему служить в «горячей точке», а точнее – участвовать в боевых действиях и очень сильно изменился, естественно, что в худшую сторону. До армии я знал Б. несколько лет. Он был всегда приветливым, доброжелательным, приятным в общении, добрым мальчиком, юношей. Он не был замечен в употреблении алкоголя, табака. Словом, нормальный парень! После возвращения он ежедневно пил водку в больших количествах, часто из горлышка, как воду. Пил несколько месяцев. В общении стал грубым, циничным, дерзким. Только внешне он был похож на того Б., которого мы знали до армии. Внутренне содержание было полной противоположностью прежнему Б. Однажды, я спросил его: «Ты понимаешь, что убиваешь себя водкой?». Он ответил: «Да. Я всё хорошо понимаю».  

Надеюсь, уважаемый читатель, понял, что такое «личностный конфликт». Личностный конфликт (ЛК) возникает на уровне мыслей – убеждений. Как только убеждения относительно чего-либо (кого-либо) столкнулись с другой реальностью, - тотчас возникают сильные отрицательные эмоции (обида, негодование, ревность, зависть, раздражение, злость, неприятие, отчаяние, чувство несправедливости, угнетённость, самообвинения и другие). Эти эмоции потому и называются негативными, что они тяжело переносятся личностью, как боль, только психологическая. Эти эмоции ЛК подобны шаровой молнии. Шаровая молния таит в себе колоссальную разрушительную силу. Поэтому, бессознательная психика стремится как можно быстрее избавиться от «шаровой молнии» в психике. Бессознательная психика утилизирует, сбрасывает энергию ЛК по нескольким каналам (шлюзам). Происходит трансформация энергии ЛК в новое качество личности, которого не было у неё до возникновения ЛК.

«Шлюзы», по которым утилизируется ЛК:

1) алкоголизация, наркотизация  (пример 8);

2) психосоматические расстройства (второй, третий примеры);

3) невротические расстройства (пример 7);

4) психопатизация личности с саморазрушительными действиями (или без них) (пример 8);

5) оппозиционно – агрессивное поведение в социуме (от асоциального до антисоциального, криминального) (четвёртый пример);

6) суицидальные реакции  (первый пример);

7) психотические расстройства  (пятый пример);

8) уход в интенсивную трудовую, профессиональную, спортивную деятельность,       социальную активность (пример 6).

По какому варианту пойдёт утилизация энергии ЛК зависит от наследственности, силы волевого контроля, преобладания рассудочного или эмоционального поведения в жизни личности, мировоззрения личности. За исключением седьмого  и шестого «шлюзов», во всех остальных высоко результативной может быть психотерапия. Тем же, кто желает самостоятельно справиться со своим ЛК, необходимо:

1) осознать свой ЛК,

2) посмотреть на него не с привычной позиции эмоций, чувств, а с позиции разума, логики,

3) отпустить свои эмоции и чувства, рождённые ЛК,

4) изменить своё отношение к ситуации, породившей ЛК.

Сможете выполнить все эти пункты – ваш ЛК лопнет как мыльный пузырь, и жизнь продолжится дальше, до следующего ЛК. Их в жизни ой, как много, к сожалению.